25.01.2008 07:05
    Поделиться

    Марина Влади: Он мне сразу заявил: "Ты будешь моей женой!"

    Спустя год с лишним после премьеры спектакля, посвященного Владимиру Высоцкому, Марина Влади снова блистала в парижском театре "Буф дю Нор" в течение нескольких недель в декабре прошлого - начале января этого года. За основу актриса взяла написанную ею еще в 1989 году книгу "Владимир, или Прерванный полет". Такое же название и у спектакля. Нетрудно предположить, что актриса вернулась на сцену не случайно, а в связи с 70-летним юбилеем Высоцкого.

    О своем спектакле Марина Влади рассказывала так:

    - Это мое объяснение в любви человеку, который был одним из самых выдающихся поэтов своего поколения и страдал от унижений, выпавших на его долю в советские времена. У меня сложилось такое ощущение, что он бился против стены из ваты. Задыхался и умер в 42 года, оплакиваемый народом, который обожал его потрясающий юмор, полные смысла и едкого подтекста стихи. Некоторые из них я читаю со сцены. Вместе с этим Владимир страдал. Ведь официально его не признавали. Такое отторжение привело к тому, что он погрузился в алкогольную пучину. Моя жизнь вместе с Высоцким походила на смесь из восторгов и отчаяния, когда мрак постоянно приходит на смену свету и наоборот. В те годы я была двужильной и смогла все вынести.

    Спектакль длится всего лишь час. На сцене Марина одна, и его можно было бы назвать моноспектаклем. Но это не так. Рядом с ней Высоцкий. От его неподражаемого, со знаменитой хрипотцой, мощного голоса то и дело дрожат стены "Буф дю Нор" - театра, где он, кстати, выступал во время своих приездов в Париж. Марина в длинном серо-голубом платье и шалью на плечах читает тексты, поет песни Высоцкого по-русски, по-французски, возвращается к временам их первой встречи в легендарном Театре на Таганке.

    - Я русская по корням и культуре. В Россию стала ездить еще с 1959 года. И всегда чувствовала себя как дома, - делилась Марина. - С несказанным удивлением обнаружила, что в России благодаря фильму 50-х годов "Колдунья" была популярнейшей актрисой. Подолгу жила там, как-то раз целых девять месяцев в связи со съемками ленты Сергея Юткевича о любви Антона Павловича Чехова - "Сюжет для небольшого рассказа". Именно тогда я познакомилась с Высоцким, и он мне заявил: "Ты будешь моей женой".

    То, что поначалу воспринималось как банальный флирт, переросло в большую любовь, которая определила жизнь Марины на двенадцать лет вплоть до смерти Высоцкого в июле 1980 года и не оставляет ее до сих пор.

    Владимир часто снится Марине, о чем она поведала в последней мастерски написанной книге "На пляже: человек в черном", которая посвящена тяжелому в ее жизни периоду, когда после смерти в 2003 году ее последнего мужа кардиолога Леона Шварценберга на нее обрушились страшная тоска и одиночество. Эти сны - как проблески солнца в душевном ненастье, охватившем тогда Марину, как надежда на спасение. Вот один из них: "Взявшись за руки, мы летим по небу вместе с Володей. Под нами длинная аллея, багрово-коричневые с золотым отливом кроны деревьев, земля покрыта разноцветной, по-осеннему опавшей листвой. Мы оба знаем, что у этой аллеи нет конца. Там, где должна была бы закончиться, как в замкнутом круге, она начинается сначала. Просыпаюсь со счастливыми слезами на глазах".

    В отличие от многих русских эмигрантов первой, увы, уже немногочисленной "послеоктябрьской волны" и их детей Марина Влади ностальгирует не по России царских времен, а по той, которую она узнала за годы жизни с Высоцким.

    -То были сумасшедшие годы, когда в Москве бурлила артистическая жизнь, происходили вдохновляющие встречи, шутили и веселились, как в последний раз,- вспоминает Марина.- В моем спектакле - квинтэссенция тех невероятных событий.

    К России нынешней у Влади отношение сложное, о чем она дала понять в свое время на страницах парижской газеты "Фигаро", отметив, что "от Запада там переняли худшие стороны".

    Владимир Высоцкий благодаря любви и таланту актрисы ожил на сцене "Буф дю Нор" и стал событием театральной жизни Парижа. "Поражает многогранная мощь личности барда", пишет газета "Журналь дю диманш", а в "Парископе" критик Мари-Селин Нивьер признается: "Марина Влади заставляет нас то смеяться, то плакать, испытывать то радость, то грусть". Есть надежда, что Марина Влади продолжит нынешний успех на сцене. Не так давно она призналась, что хотела бы сыграть несколько ролей, в том числе Аркадину в чеховской "Чайке" и королеву Маргариту в "Ричарде III".

    Поделиться