22.01.2008 04:30
    Поделиться

    Самая крупная библиотека Екатеринбурга больше не принимает новых читателей

    "В связи с вступлением в силу четвертой части Гражданского кодекса РФ открытие читательского абонемента приостановлено до первого февраля 2008 года" - такое объявление встречает на входе озадаченных посетителей Свердловской областной универсальной научной библиотеки имени Белинского.

    Это означает, что новые читатели, пожелавшие воспользоваться услугами музыкально-нотного отдела, отдела литературы на иностранном языке и "профессорского зала", получают от ворот поворот и приглашение зайти в феврале.

    И без копирки!

    Каким образом ни в чем не повинные законопослушные ученые, музыканты и полиглоты попали вдруг в поле зрения Гражданского кодекса - недоумевают многие. Ответ прост и сложен одновременно. До сих пор читатели этих отделов платили 100 рублей в год за свой абонемент и за такую вполне посильную плату могли взять нужную литературу домой, а не листать страницы в читальном зале, что вполне понятно и логично. Трудно, например, представить музыканта, вдохновенно изучающего ноты в отрыве от инструмента, а тащить рояль в читальный зал, согласитесь, как-то не с руки. Но вступившая в силу четвертая часть Гражданского кодекса РФ запретила библиотекам брать деньги с читателей, обязав их предоставлять услуги исключительно "на безвозмездной основе". Казалось бы, чего лучше? Но эта не бог весть какая сумма позволяла библиотеке, во-первых, окупить амортизацию весьма недешевых изданий, а во-вторых, хотя бы отчасти обезопасить себя от невозврата книг, который составляет до 20 процентов. Спонсировать неаккуратных или забывчивых читателей, выдавая книги под честное слово, бюджетная организация, каковой является библиотека, не может себе позволить - нет у нее такой статьи расхода. Нарушать закон тоже нельзя. И библиотекари взяли тайм-аут на месяц, чтобы найти хоть мало-мальски приемлемый для всех вариант в рамках закона.

    - Возможно, нам придется ввести систему залогового абонемента, то есть читателю придется оставлять в библиотеке залог за книгу, которую он будет брать домой. Возвращает книгу в целости и сохранности - получает деньги обратно, - говорит заместитель директора библиотеки Людмила Туголукова. - Такая система работала у нас в 90-х годах и себя оправдала: потеря книг свелась к минимуму - пять-шесть в год. Пока мы думаем, рассматриваем варианты.

    Еще неожиданный поворот. Допустим, вы хотите отксерокопировать некий текст. Любой студент знает, что в библиотеке к его услугам есть ксерокс, но воспользоваться им вы теперь не сможете по той простой причине, что оплату за копирование по новым условиям с вас брать нельзя, а расходные материалы стоят денег, и немалых. В смету эти расходы не заложены. Пока вопрос решается, будем, не нарушая закон, переписывать ручкой на листочек, как в стародавние времена, причем "в единственном экземпляре" (статья 1273 ГК).

    Но это еще далеко не все сюр­призы, подготовленные для книгочеев и библиотекарей законодателями.

    При условии исключения возможности

    В кабинете заведующей региональным центром доставки документов и межбиблиотечным абонементом Татьяны Коуровой, переминаясь с ноги на ногу, канючат два студента. Объясняют: педагог потребовала, чтобы прочитанные при подготовке к экзамену статьи они скопировали на так называемую "флэшку" и скинули бы ей по электронной почте. Мало ли, методика у нее такая, почему нет - в век информационно-телекоммуникационных технологий. Но вместо просимых копий библиотекарь вручает парням распечатку статьи 1273 того же ГК, предлагая ее и показать педагогу. Читаем вместе: "Выраженные в цифровой форме экземпляры произведений, предоставляемые библиотеками во временное безвозмездное пользование, могут предоставляться только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме".

    Иными словами, отныне любой текст в электронном виде получить из библиотеки будет невозможно - только в виде ксерокопий… которые сделать тоже невозможно (смотри выше). И получается, что принятый закон, заботясь о соблюдении авторских прав, на сегодня едва не парализовал работу межбиблиотечного абонемента и процесс электронной доставки документов (так библиотекари называют журналы, книги и все, что необходимо читателю). Во-первых, отныне работа по поиску и доставке читателю необходимых книг из любой библиотеки страны, по прекрасному замыслу законодателей, тоже должна вдруг, как по волшебству, стать бесплатной, поэтому пока библиотека не заключила ни одного договора с организациями и частными лицами - просто непонятно, на каких условиях теперь это делать. Во-вторых, если раньше читатели, оплатив услугу, получали заказанные документы в электронном виде по электронной же почте на свой домашний адрес, то теперь (внимание!) сотрудники Белинки, получив заказанные вами документы в цифровой форме… могут пригласить вас в читальный зал и дать вам их почитать, что называется, не отходя от кассы, "при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме".

    Если же вы живете в деревне Косой Брод, то ваш документ могут распечатать (пять страниц или двести - неважно) и выслать вам почтой. То есть, как мы выяснили, опять же не могут по причине нерешенности денежного вопроса. После чего свою электронную копию библиотекари обязаны уничтожить, даже если доподлинно известно, что этот документ будут спрашивать еще не раз и не два.

    - В прошлом году мы выполнили для наших читателей 750 заказов на электронные копии, - объясняет на примере Татьяна Коурова. - Вот один такой заказ: по просьбе ученого-историка мы получили из исторической библиотеки электронную копию объемом 100 страниц, заказ переслали читателю на его электронный адрес. В 2007 году его заказ обошелся ему в 521 рубль. В году текущем нам пришлось бы его распечатывать, а это еще 400 рублей. К тому же читателю необходимо явиться в библиотеку, чтобы забрать распечатанную копию.

    Нужен чертеж велосипеда

    Так что "бесплатность" и "безвозмездность" пока получаются иллюзорные. Впрочем, может быть, все обстоит и не совсем так, как мне объяснили. Дело в том, что заковыристый закон библиотекари пока трактуют на свой страх и риск, и у них самих вопросов больше, чем ответов. Никто не озаботился объяснить им, как именно надо поступать в описанных ситуациях, чтобы было "по закону" и чтобы отлаженную за годы работу не парализовало. Они по своей инициативе пишут запросы и покупают материалы научных конференций юристов, созваниваются с коллегами из других городов России и очень боятся что-нибудь нарушить и попасть под "показательную порку", как тот директор школы, который был вынужден установить на школьные компьютеры нелицензионное программное обеспечение. Словом, занимаются изобретением велосипеда, потому что в Европе или той же Америке, которая очень часто служит нашим законодателям образцом для подражания, работа библиотек отлажена как часы: за скромную плату читатель может откопировать все, что ему заблагорассудится, библиотека часть этих денег перечислит агентствам, которые уже и будут следить за соблюдением автор­ских прав. Все довольны: читателям - свобода маневра, авторам - небольшая, а денежка. А у нас традиционно вышла "ни богу свечка, ни черту кочерга", потому что новые законодательные меры скроены по той же кальке, да вот только четко отлаженной системы взаимодействия библиотек с представителями авторов пока нет, и появления ее в ближайшее время не предвидится.

    Комментарий

    Андрей Каспирович, член Свердловской областной коллегии адвокатов:

    - Думаю, что четвертая часть Гражданского кодекса Российской Федерации, вступившая в силу с первого января 2008 года, в процессе применения многих ее правовых норм заставит задуматься не только посетителей библиотек и библиотечных работников. Представляется, что на какое-то время в некотором замешательстве окажутся и те, для кого применение закона является профессией - судьи, работники прокуратуры и так далее. Только думать читатели и правоприменители будут о разном. К примеру, судьи в ходе рассмотрения дел, когда таковые возникнут, станут гадать: какой же объем у "мало­объемного произведения", насколько может быть длинен "короткий отрывок", и книга, скопированная без первой и последней страницы, скопирована полностью или нет? А читатели, особенно студенты в сессионный период, непременно будут думать о том, как бы им все-таки откопировать необходимый текст полностью, где бы его затем сканировать и перевести в электронный формат для последующего использования в различных личных нуждах. Студентам даю рецепт: разбиваетесь на группы по численности в зависимости от объема произведения, каждый копирует какую-то часть, а затем без извлечения прибыли и без выплаты авторского вознаграждения складываете части в одно целое. И коллектив сплотится, и текст полностью добудете, и закон не нарушите, а автора помянете добрым словом.

    Поделиться