18.01.2008 02:51
    Поделиться

    На Кубани в конфликте ГИБДД и профтехучилищ страдают сельские ребята

    В Краснодарское представительство "РГ" пришло письмо от директора Некрасовского училища № 48 Алексея Якшина. Больше года он бьется с усть-лабинским отделом ГИБДД, который с ноября 2006 года одно за другим составляет предписания о нарушениях в его учебном заведении. Корреспондент "РГ" отправился в Усть-Лабинский район.

    Красный свет

    Примерно полтора года назад руководителям большинства учебных заведений района, занимающихся подготовкой водителей, приказали переоборудовать автодромы в соответствии с "Рекомендациями о порядке подготовки и переподготовки водителей транспортных средств", разработанные совместно департаментом образования и науки и ГИБДД.

    - Для этого училищу необходимо более четырех с половиной миллионов рублей. По новым требованиям, мы должны сделать у себя более ста знаков, поставить настоящие светофоры, практически все должно быть асфальтировано, - волнуясь, рассказывает Алексей Якшин. - Нам пишут предписания, не показывая, какой конкретно пункт закона мы нарушили. Мы уже потратили на автодром более одного миллиона рублей. Его строительство закончится к четвертому кварталу 2009 года. Дайте нам время, а не давите предписаниями.

    Местный отдел ГИБДД, ссылаясь на законы "Об образовании", "О безопасности дорожного движения" и другие нормативно-правовые акты, выписал уже четыре предписания учебному заведению, практически идентичные друг другу: на площадке нет асфальтового покрытия, разметки, светофоров и т. д. Проехав по автодрому, корреспондент "РГ" убедился, что это действительно так. Как объясняет Алексей Якшин, чтобы построить площадку по новым требованиям, старую пришлось разбить. Но сейчас любая инстанция, побывав здесь, признает правоту ГИБДД.

    В училище занимаются ребята из малообеспеченных семей и сироты. В "мальчишеские" профессии везде входит специальность "водитель", сегодня на селе это неплохое подспорье при устройстве на работу, не говоря уже о службе в армии. В августе 2008 года у ПУ № 48 заканчивается лицензия на право обучения по специальности "Водитель", и около 100 парней, проучившихся три года, могут попросту не получить соответствующих документов.

    Дорожный парадокс

    Подобные прения между учебными заведениями и ГИБДД идут по всему краю. Парадокс, но, доказывая свою правоту, каждая сторона ссылается на одни и те же законы и нормы. Сотрудники ГИБДД утверждают, что существующие нормативные акты как раз подтверждают, что их требования законны, а работники сферы образования говорят, что ничего подобного там не прописано. По положению "Об учебных автодромах", вся проезжая часть должна иметь твердое покрытие, но какое - не указано.

    По мнению руководителей учебных заведений края, где обучают водителей, ГИБДД безосновательно относит автодромы к понятию "дорога". Отсюда и требования соблюдать на них "дорожные" ГОСТы: разметка, которую можно нанести только на асфальте или бетоне, знаки приоритета, светофоры. Сотрудники ГИБДД ссылаются на правила безопасности дорожного движения, где написано, что полоса земли или поверхность искусственного сооружения, используемые для движения транспортных средств, уже является дорогой. А значит, будьте добры, соблюдайте ГОСТ.

    - Некоторые учебные заведения нашли возможность сделать автодромы в соответствии с требованиями, им дали новые лицензии. А в училище № 48 директор разметил основание автодрома в первом квартале 2006 года, год ничего не делал и сейчас не делает, - доказывает начальник отделения по экзаменационной работе ГИБДД ОВД по Усть-Лабинскому району Сергей Литвинов. - Если нет материально-технической базы, не надо детей набирать. В училище с первого раза экзамены сдают меньше 50 процентов кандидатов в водители, по краю эта цифра около 55 процентов. Качество подготовки плохое, значит, учебная организация не доносит знания в полном объеме и не выполняет закон об образовании и программу по безопасности дорожного движения.

    Сегодня Рособразование и федеральный Институт развития образования уже разрабатывают новые нормативно-правовые акты, в том числе по автодромам и учебной базе. Законы выйдут в 2008 - 2009 годах.

    - И если в них будет подтверждено, что автодром является дорогой, то тогда отпадут эти вопросы. А пока не будут приняты новые законодательные акты, надо придерживаться существующих, в том числе и рекомендаций, - говорит главный специалист-эксперт отдела начального профессионального образования краевого департамента образования и науки Александр Леднев. - Если же сотрудники ГИБДД видят, что качество подготовки водителей низкое, то пусть не принимают экзамены.

    Сегодня в крае 25 училищ, где идет подготовка водителей. 17 из них в 2008 году будут проходить лицензирование. И неизвестно, сколько училищ увидят зеленый свет и получат разрешение от ГИБДД, а сколько застрянут у красного сигнала. Несложно догадаться, что пострадают в первую очередь ребята, которые, проучившись не один год, могут в итоге просто не получить права.

    Комментарии

    Вячеслав Гутманов, начальник отдела экзаменационной работы краевого управления ГИБДД:

    - Сегодня подготовкой водителей занимается 159 образовательных учреждений края. Основные навыки управления закладываются на начальном этапе практического обучения, который составляет третью часть всей программы подготовки водителей. Из-за отсутствия на наших дорогах и улицах всего необходимого комплекса дорожно-технических средств регулирования, а зачастую и движения транспорта вообще, эти условия обеспечиваются на автодромах.

    Невыполнение образовательными учреждениями всех требований программ подготовки водителей, а иногда фактическая замена практической подготовки "натаскиванием" на приеме экзаменов в ГИБДД негативно отражается на качестве этой подготовки. В условиях большого города, интенсивного дорожного движения, из-за отсутствия опыта вождения такие водители своими неграмотными действиями приводят к созданию заторов и аварийных ситуаций. В 2003 году по инициативе администрации края были проверены все учебные организации, занимающиеся подготовкой водителей. В результате около половины автошкол были лишены этого права.

    Сергей Зенгин, заместитель руководителя краевого департамента образования и науки:

    - И ГИБДД, и мы боремся за качество подготовки водителей и безопасность дорожного движения. Но требования краевой ГИБДД намного жестче, чем федеральные законы. Мы запрашивали нормативные документы, согласно которым они их выдвигают. Краевая ГИБДД не представила ни одного! Нормы законов, в которых все четко расписано, мы обязаны выполнять. Готовы разработать специальную программу и утвердить ее на уровне краевой власти. А основываясь на решениях ГИБДД, не имеем права даже деньги выделить. К тому же все надо делать поэтапно. Мы не можем сразу все средства бросить на оборудование автодромов.

    Может быть, пришла пора менять формы обучения. Насколько использование того же автодрома способствует безопасности дорожного движения? В Москве, например, вовсе нет таких площадок. Водителей надо готовить в реальных условиях. Конечно, начинать следует не на трассе федерального значения, а, например, на проселочных дорогах.

    Поделиться