Поделиться

    Российский авианосец напугал норвежцев

    Впервые за новейшую историю Россия заставила потесниться 6-й флот США в Средиземноморье.

    Вчера в эти воды вошел флагман Черноморского флота гвардейский ракетный крейсер "Москва". В районе Мальты его уже ждет ударная группа Северного флота.

    Это не просто визит вежливости: российский флот намерен вернуться в мировой океан всерьез и надолго. Дальние походы кораблей российского ВМФ давно перестали быть новостью, но в принципе остаются редкостью. Так было пока. Но впервые за последние 16 лет российский военный флот проведет масштабные учения в Средиземном море.

    Нынешний поход стал заявкой на то, что положение на флоте в корне меняется, и капитанам надо запасаться картами дальних морей. Напомним, что еще 5 декабря прошлого года в морской поход направился авианосец "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов", вместе с ним следуют два больших противолодочных корабля "Адмирал Левченко" и "Адмирал Чабаненко", а также суда обеспечения - большой морской танкер "Сергей Осипов" и спасательный буксир "Николай Чикер".

    В общей сложности в походе будут задействованы 4 боевых корабля, 7 вспомогательных судов, 47 самолетов (в том числе 10 самолетов стратегической авиации) и 10 вертолетов с трех военных флотов: Северного, Черноморского и Балтийского. Предполагается пребывание кораблей в акватории Средиземного моря в течение 71 дня с заходом в 11 портов. Корабли пройдут более 12 тысяч миль.

    По дороге российский авианосец напугал норвежцев, проведя летные учения в Северном море.

    Летчики морской авиации совершили 11 вылетов с палубы тяжелого авианесущего крейсера.

    Истребители Су-33 были замечены над нефтедобывающими платформами норвежских компаний и вызвали переполох. Наши самолеты не были обнаружены радарами, норвежская авиакомпания приостановила регулярные полеты на платформы. МИД Норвегии пожаловался в Москву, но ВМФ России отверг обвинения, заявив, что полеты палубных истребителей проводились строго в рамках международного морского права. Просто от них, видимо, отвыкли. Что ж, говорят российские военные моряки, придется привыкать заново.

    Несколько дней назад корабельная ударная группа Северного флота успешно завершила совместные учения с ВМС Италии в заливе Таранто. В ближайшее время пройдут совместные российско-французские учения. Вчера большой противолодочной корабль "Адмирал Чабаненко" и большой морской танкер "Сергей Осипов" зашли с неофициальным дружеским (что важно) визитом во французский порт Тулон. На стоянке российские корабли задержатся до 17 января.

    - Отряд зашел во Францию под флагом командующего Северным флотом вице-адмирала Николая Максимова, - сообщил помощник главнокомандующего ВМФ капитан 1 ранга Игорь Дыгало. - Российские военные моряки примут участие в насыщенной программе, предусмотренной французской стороной в порту Тулон.

    Помощник главкома ВМФ сообщил, что по окончании своего визита российские корабли проведут учения по связи и маневрированию с французскими кораблями. А большой морской танкер "Иван Бубнов", вышедший не так давно из Севастополя, на четыре дня заходил в ливийский порт Триполи. С чисто деловыми целями. Но самое главное начнется после того, как корабельная ударная группа Северного флота встретится с крейсером "Москва". Начнутся масштабные учения, которых российские моряки ждут уже второе десятилетие.

    - Крейсер "Москва" будет выполнять две ракетные стрельбы, одну - главным ударным комплексом, - рассказал командующий Черноморским флотом России Александр Клецков. - Вторую - ракетную зенитную стрельбу. Крейсер подготовлен во всех отношениях, полностью экипирован и готов к учениям, и мы надеемся, что он успешно выполнит эти стрельбы.

    Сопровождать крейсер будут средний морской танкер "Иман" и спасательный буксир СБ-36, который также находится в Средиземном море. Будет возможность и у морских летчиков в очередной раз помахать крылом над Средиземным морем. Как говорят в ВМФ, полеты нашей авиации в различных регионах Мирового океана вырабатывают у летчиков практические навыки действий в различных климатических зонах на значительном удалении от постоянных мест базирования. Это бесценный опыт для боевых пилотов.

    После учений в Средиземном море "Москва" направится в Атлантический океан. На борту крейсера находятся специальные подразделения морской пехоты. Они охраняют российские военные корабли в каждом дальнем походе.

    Напомним, что в советские времена начиная с 1967 года в Средиземном море постоянно несла дежурство 5-я эскадра ВМФ СССР. Она замыкалась непосредственно на главнокомандующего и Главный штаб ВМФ и была оперативным соединением, в состав которого поступали корабельные соединения, одиночные корабли и суда, прибывающие с других флотов на боевую службу в Средиземное море. По такому же типу позднее в Индийском океане была развернута 8-я (Индийская) эскадра ВМФ СССР. Однако после развала Советского Союза все "заморские" эскадры вернулись к родным берегам.

    Сегодня пока не идет речи о создании постоянных морских групп в Мировом океане. Но, как сказали корреспонденту "РГ" в Главном штабе ВМФ, в будущем такое не исключено, и сейчас такой вопрос рассматривается. Если вспомнить историю, то советский флот тоже не сразу, условно говоря, бросил якорь в Средиземном море. Сначала были одиночные походы, потом групповые.

    Кстати, буквально на днях глава Госкомрыболовства сообщил, что российские рыбаки вернутся на промысел в дальние районы Мирового океана. В этом году к берегам Чили и Перу впервые за 20 лет отправится научная экспедиция, которая оценит запасы промысловых рыб. Когда-то эти районы в юго-восточной части Тихого океана за пределами 200-мильных зон Чили и Перу были традиционными местами промысла советских рыбаков.

    Все это - и учения российских моряков, и планы рыбаков - звенья одной цепи. Кстати, военный флот, демонстрируя свой флаг в разных уголках земного шара, защищал в том числе и экономические интересы, позволяя чувствовать себя спокойно и отечественным рыбакам, и торговым судам.

    Досье "РГ"

    По данным ВМФ, по своим боевым возможностям ракетный крейсер "Москва" превосходит иностранные боевые корабли аналогичных классов. Экипаж - 510 человек. Максимальная скорость хода - 32 узла. Дальность плавания - 6000 миль при 15 узлах.

    Поделиться