10.01.2008 17:22
    Поделиться

    Россия присоединится к Конвенции по борьбе против табака

    Правительство России одобрило проект федерального закона "О присоединении к Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака".

    Конвенция по борьбе против табака была открыта для подписания с 16 июня 2003 года по 29 июня 2004 года. За это время Конвенцию подписали 167 стран и Евросоюз. Документ вступил в силу в феврале 2005 года. Сейчас насчитывается 145 полноправных участников Конвенции, ратифицировавших ее. России в их числе пока что нет.

    Но это отнюдь не потому, что в нашей стране не знают цену курению. Все проще - еще лучше у нас знают цену торговле и рекламе сигарет. Это довольно жесткий международный документ. Подписываясь под ним, "стороны признают, что полный запрет на рекламу, стимулирование продажи и спонсорство приведет к сокращению потребления табачных изделий". Раз так, то совершенно логично требование статьи 13 Конвенции, чтобы каждая страна в соответствии со своими конституционными принципами ввела "полный запрет всю рекламу, стимулирование продажи и спонсорство табачных изделий".

    Это и было до сих пор ключевым препятствием для присоединения к Конвенции нашей страны. Здесь сошлись серьезные экономические интересы. Тем более что во многих странах любая реклама табака давно уже категорически запрещена, объемы продаж сворачиваются. В постперестроечный период ведущие зарубежные табачные компании успешно начали осваивать перспективный российский рынок и рынки стран бывшего СССР. А в самые последние годы и отечественные производители начали постепенно подниматься. Понятно, что в такой ситуации сопротивление вступлению в Конвенцию, с точки зрения бизнеса, вполне понятно.

    Другой камень преткновения - международные требования к маркировке табачной продукции. Конвенция предписывает: предупреждения о вреде курения должны занимать не менее 30 процентов площади двух наибольших сторон упаковки, а еще лучше - 50 и более процентов. Такая пачка вряд ли будет выглядеть соблазнительно, особенно для начинающих курильщиков.

    Конвенция также запрещает использовать на упаковках такие надписи, как "легкие", "очень легкие", "мягкие", "с низким содержанием смол", - чтобы не создавалось ложное впечатление, будто определенное табачное изделие является менее вредным, чем другие. Эти и другие требования документа, понятно, не будут способствовать расширению табачного бизнеса, а в идеале должны способствовать его постепенному сворачиванию и полному отказу человечества от курения. Причем в документе специально оговаривается, что "Никакие оговорки к настоящей Конвенции не допускаются".

    Наша страна долго зрела для такого серьезного шага и, наконец, созрела. Впрочем, авторы Конвенции предусмотрели и некоторые временные "уступки". В частности, определено, что меры, предусмотренные статьей 11 Конвенции (о маркировке), принимаются и осуществляются присоединившейся стороной в течение трех лет после вступления Конвенции в силу, а меры, предусмотренные статьей 13 Конвенции (о рекламе) - в течение пяти лет. Так что принятие Конвенции станет сильным ударом по табачному бизнесу, но не смертельным.

    Поделиться