10.01.2008 04:23
    Поделиться

    Куда челябинцам обращаться в экстремальных жизненных ситуациях

    О том, как работают телефоны доверия на Южном Урале и можно ли ожидать реальной помощи от специалистов, выяснял корреспондент "РГ".

    Шанс на проводе

    Телефон доверия экстренной психологической помощи на Южном Урале работает уже более 14 лет. Семь лет назад из ведения малоизвестной молодежной организации он перешел в руки челябинского областного центра социальной защиты "Семья". Сегодня в службе доверия ежедневно с 8.00 до 19.45 у телефона дежурят два психолога и юрист. В день раздается в среднем 70 звонков, осенью и весной их количество увеличивается до 100. По словам психологов, часто звонят разгневанные любовницы и ревнивые мужья. Обычно в разговоре такие клиенты сами отвечают на свои вопросы. Их монологи отличаются особой эмоциональностью, и психологу бывает непросто вникнуть в амурные дела.

    Одни из самых тяжелых звонков - суицидальные. В этом году их было более ста. В основном с угрозами покончить жизнь самоубийством звонят женщины.

    - Сорокалетняя челябинка, воспитывающая пятерых детей без помощи мужа, решила расстаться с жизнью, - рассказывает психолог службы доверия. - Мне надо было переключить ее внимание на окружающие предметы в квартире, отвлечь от страшных мыслей, вызвав в памяти теплые воспоминания о детях, их рождении.

    После доверительной беседы с психологом женщина согласилась принять помощь специалистов, была вызвана бригада психиатров. На следующий день работники службы доверия убедились, что женщина госпитализирована, и не оставили ее детей без поддержки.

    В последнее время уменьшилось число суицидальных звонков от подростков. Молодых людей сегодня волнуют взаимоотношения со сверстниками, родителями, сексуальное просвещение, собственное здоровье.

    Если проблема достаточно серьезная, например, насилие в семье или жестокое обращение с ребенком, то, как правило, требуется несколько консультаций.

    - Половина всех позвонивших по телефону доверия в дальнейшем приходят на консультации, где применяются психотерапевтические методы работы, - говорит психолог Ирина Цыпышева. - Скажем, метод расстановок, который позволяет определить взаимосвязь всех проблем, рождающихся в семейных хитросплетениях.
    Нередко люди ошибаются номером, но, узнав, что позвонили на телефон доверия экстренной психологической помощи, неожиданно для самих себя начинают рассказывать о проблемах, спрашивать совета, искать поддержки.

    Довериться инспектору

    В последнее время большим доверием южноуральцы прониклись к телефону доверия ГИБДД. Только за девять месяцев прошлого года раздалось более 200 звонков. Телефон работает круглосуточно с 2002 года в режиме автоответчика. Ежедневно с 8.30 до 17.30 сотрудник канцелярии ГИБДД принимает, обрабатывает сообщения и незамедлительно докладывает о них руководству.

    Если вы позвоните на телефон доверия ГИБДД, вас обязательно попросят назвать свою фамилию, обратный адрес или телефон. Не стоит думать о нарушении анонимности: контактные данные необходимы для того, чтобы в течение 30 дней с вами могли связаться и проинформировать о реакции на ваше сообщение.
    Часто люди просят разъяснений по новому Кодексу об административных правонарушениях, просят советов по использованию детских кресел, оформлению ДТП.

    Все больше челябинцев негодуют из­за нарушения правил дорожного движения водителями маршруток, часто звонят с жалобами на "орущий шансон" в салоне такси и нецензурную брань самих водителей. Недавно доверительный звонок раздался прямо из маршрутки. Пассажир с медицинским образованием с уверенностью сообщил, что водитель транспортного средства находится в наркотическом опьянении. Уже через три остановки шофер под кайфом был задержан сотрудниками ГИБДД. И это далеко не единственный случай, когда дорожной инспекции помогают небезразличные горожане.

    Нередко сообщения помогают инспекторам выявить места, где плохо читаются или испорчены дорожные знаки, не работает светофор или нарушена разметка. С помощью звонков удается найти украденные автомобили и устранить несанкционированные автостоянки.

    Есть жалобы и на самих инспекторов, которых челябинцы укоряют в грубости и превышении должностных полномочий. Из 18 звонков с обвинениями в адрес сотрудников ГИБДД одно подтвердилось, и инспектор был уволен из органов внутренних дел.

    Курьезная ситуация возникла, когда на телефон доверия по очереди дозвонились все сотрудники детского сада, благодарные инспекторам ГИБДД за возвращение убежавшего ребенка.

    Равное консультирование

    Телефон доверия для ВИЧ­инфицированных южноуральцев работает уже три года, но только в этом году по нему отвечает равный консультант Равиль.

    - Первое время телефон молчал… Сегодня каждый день при нимаю по пять звонков. Постоянно поддерживаю связь с ребятами из Сатки, Магнитогорска, Кыштыма, Еманжелинска и Каслей, - рассказывает Равиль. - Какой бы ни был хороший психолог, работающий по телефону доверия, но он не сможет понять ВИЧ­инфицированного человека так, как равный консультант.

    За этот год на телефон доверия позвонили более 300 человек, среди них не только больные, но и их родители, родственники, друзья.

    Часто обращаются за консультацией по поводу своего самочувствия, антивирусной терапии, спрашивают, стоит ли верить врачам. Равиль, сам переживший этот удар судьбы, делится своим опытом жизни с ВИЧ, при этом он никогда не критикует действия врачей. Но иногда бывает трудно воздержаться от комментариев…

    Недавно поступил звонок из области, за помощью обратилась девушка. Она сдала кровь на ВИЧ, и результат оказался положительным. По дороге домой в небольшой городок, она с ужасом представляла, что будет, если узнают о ее диагнозе родные и знакомые. Готовилась сама обо всем рассказать родителям, но ее даже не пустили на порог родного дома. Оказалось, врачи уже разгласили тайну. Девушку переполняло возмущение: о какой анонимности можно говорить, если диагноз через пару дней в небольшом городке знали чуть ли не все! И она набрала номер телефона доверия.

    - Мне важно было ее успокоить. Давать советы в напряженной ситуации не стоит, время само расставит приоритеты, - считает Равиль. - Для нее важно было восстановить теплые, доверительные отношения с родными. Мы не раз по телефону обсуждали с ней возможные варианты разговора с близкими. Трудно было решиться на такую беседу, но теперь у нее все хорошо.

    Однажды позвонил ребенок, стал задавать вопросы о СПИДе, но тут же трубку выхватила разгневанная мамаша и начала кричать о бесполезности и даже вреде телефона доверия. Запрещая детям получать правдивую информацию о ВИЧ­-инфекции, взрослые подталкивают их на неправильные действия.

    Случаются и абсурдные звонки. Родственники инфицированных пытаются узнать, возможно ли заразиться СПИДом, выпив кофе из одной чашки с больным или постирав его рубашки. Неоправданные страхи по­прежнему посещают южноуральцев.

    Телефоны доверия помогают людям не только разобраться в интересующих их вопросах, решить проблемы, избавиться от депрессии и стресса, но и просто служат отдушиной.

    Комментарий

    Светлана Абалмазова, заведующая отделом "Служба доверия" челябинского областного центра социальной защиты "Семья":

    - Все звонки, поступающие на телефон доверия экстренной психологической помощи, подразделяются на "рабочие" и "справочно­информационные". В первую категорию, к примеру, попадают сообщения о суицидальных проблемах, насилии, сексуальных отношениях, семейных проблемах.

    Только за девять месяцев прошлого года таких обращений из области поступило более 8500. Справочный характер носят звонки с вопросами об оформлении опекунства, усыновления. В прошлом году таких звонков было 6181.

    Почти 10 процентов всех обращений - звонки из области. Часто в службу доверия звонят из Златоуста, Кусы и Троицка. Из поселков и деревень обращаются реже, но два­три раза в месяц выездная консультационная служба отправляется в рейд по районам. Также в областном центре "Семья" работает почта доверия, можно прийти и на личный прием.

    Телефоны доверия:

    • областная экстренная психологическая помощь: 007, (351) 721­19­21 (ежедневно с 8.00 до 19.45);

    • областной телефон помощи ВИЧ­инфицированным: 8-9­222­300­759 (круглосуточно, равный консультант Равиль);

    • ГИБДД УВД по Челябинску: (351) 256­29­80 (круглосуточно);

    • ГИБДД УВД по Челябинской области: (351) 256­06­06 (круглосуточно).

    Поделиться