25.12.2007 02:52
    Поделиться

    Житель Зауралья докладывал Сталину секретную информацию о начале войны

    Павел Фитин докладывал Сталину секретную информацию о начале войны

    28 декабря исполнится 100 лет со дня рождения легендарного советского разведчика, уроженца села Ожогино Ялуторовского уезда Тобольской губернии (ныне Шатровского района Курганской области) Павла Фитина.

    Без свидетелей


    Немногие знают, что именно руководитель внешней разведки Павел Фитин назвал Сталину дату начала войны, что благодаря информации внешней разведки, которую он возглавлял в годы Второй мировой, состоялся разгром гитлеровских войск на Курской дуге и произошел окончательный перелом в пользу СССР. Под руководством Фитина разведка добыла секреты атомного оружия, положив тем самым конец монополии США в этой области. Позже исследователи назвали работу по Атомному проекту выдающимся достижением советской внешней разведки за всю историю ее существования.

    В селе Ожогино сейчас ничего не напоминает о том, что здесь жил легендарный разведчик. Нет ни дома, в котором он родился, ни школы, где учился. Не осталось и старожилов, которые помнили бы семью Фитиных.

    - Первый раз я прочитала про знаменитого земляка года три назад, - рассказывает глава Ожогинского сельсовета Алевтина Вербицкая. - Нам в сельсовет прислали небольшую заметку из тюменской газеты про Павла Михайловича. Мы даже не знали, что он был разведчиком. В 1999 году праздновали 300­летие села Ожогино и собирали материалы про коммуну. Пытались разыскать и родственников Фитина. Моей предшественнице - главе сельсовета удалось даже найти московский адрес одной из трех его сестер. Но на мой телефонный звонок ответили, что там "такие давно не живут". Жаль…

    Начальник внешней разведки

    Несмотря на заслуги, судьба Павла Фитина сложилась драматически. Попав в немилость к Лаврентию Берии, он был уволен из органов госбезопасности "в связи с неполным служебным соответствием" без военной пенсии и материальных поощрений. Однако некоторые уникальные подробности из жизни Павла Фитина корреспонденту "РГ" стали известны из материалов службы внешней разведки России, которые любезно предоставили сотрудники управления ФСБ РФ по Курганской области.

    Павел Фитин родился в крестьянской семье. После начальной школы пошел работать в сельхозкоммуну, созданную в его родном селе, ему не было и тринадцати. Стране нужны были грамотные кадры, и комсомолец Павел Фитин продолжил образование в средней школе, поступил на инженерный факультет Сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязева. Окончив академию, был заведующим редакцией Сельскохозяйственного издательства, служил в рядах Красной Армии. После демобилизации возвратился в издательство, где работал до 1938 года.

    Массовые репрессии тридцатых годов, получившие название "ежовщина", выкосили кадры внешней разведки. Остро встал вопрос о ее пополнении молодыми сотрудниками с высшим образованием. В марте 1938-го Павла Фитина по партийному набору направили на специальные ускоренные курсы Школы особого назначения (ШОН) НКВД. После курсов он становится стажером в 5-м (Иностранном) отделе НКВД СССР, оперативным уполномоченным отделения по разработке троцкистов и правых за рубежом. И начался стремительный карьерный рост молодого разведчика. Уже в конце года Фитин - заместитель начальника этого отдела, а в мае 1939-го - начальник внешней разведки. Возглавил он это ведомство в неполные 32 года.

    Первым делом молодой начальник взялся за восстановление резидентур внешней разведки за границей, как легальных, так и нелегальных. Ему удалось воссоздать 40 зарубежных резидентур. Результат не замедлил сказаться. В мае 1939 года Фитин докладывает Сталину обобщенную информацию о гитлеровском плане "Вайс", который предусматривал оккупацию Германией Польши. Разведке стала известна и крайняя дата возможного нападения на Польшу - 1 сентября, что означало начало Второй мировой войны.

    Секреты "Барбароссы"

    22 мая 1940 года капитулировала Франция, а спустя месяц Гитлер начал переброску своих войск к нашим границам. Фюрер издал директиву о разработке плана нападения на СССР под названием "Барбаросса". В материалах службы внешней разведки России подчеркивается, что ни одна разведка мира не сумела заполучить этот план. Однако нашим агентам удалось до начала войны выяснить его основное содержание. А всего с июля 1940 по июнь 1941 года внешняя разведка направила в Политбюро более 120 детальных сообщений о военных приготовлениях Германии по захвату и дальнейшей эксплуатации вермахтом советских территорий.

    К маю 1941 года информация разведки стала настолько детальной, что ей были известны не только места дислокации дивизий, но и расположение батальонов, отдельных казарм, штабов частей. 16 июня 1941 года из берлинской резидентуры пришло срочное сообщение: все военные приготовления Германии к вооруженному выступлению против СССР полностью закончены, и удара можно ожидать в любое время. Фитин отдает распоряжение начальнику германского отделения срочно подготовить обобщенную информацию разведки для Сталина.

    Вот как описывается этот эпизод в архивных материалах службы внешней разведки России.

    "Поздно ночью с 16 на 17 июня Павла Фитина вызвал нарком В. Меркулов и сказал, что в час дня в Кремле их ожидает Сталин. После доклада помощника Сталина Поскребышева об их прибытии Меркулов и Фитин были приглашены в кабинет вождя. Сталин поздоровался кивком головы, но сесть им не предложил, да и сам не садился, слушая доклад и расхаживая по кабинету. Иногда он прерывал Павла, чтобы задать вопрос или сосредоточиться на заинтересовавших его моментах. Подойдя к большому столу, на котором стопками лежали многочисленные сообщения и докладные записки, Сталин, не поднимая головы, сказал:

    - Прочитал ваше донесение… Выходит, Германия собирается напасть на Советский Союз?

    После окончания доклада вновь наступила пауза. Нарком госбезопасности Меркулов молчал. Сталин, подойдя к своему столу, сказал:

    - Дезинформация! Можете быть свободны!

    Вернувшись на Лубянку, Павел Фитин составил шифровку в берлинскую резидентуру о немедленной перепроверке сообщения о нападении, намеченном на 22 июня. Ответ на телеграмму они не получили: началась война…"

    Интенсивно работал Фитин в годы Второй мировой войны. Благодаря совместным усилиям британской и советской разведслужб во время Тегеранской конференции "Большой тройки", проходившей в иранской столице 30 ноября - 1 декабря 1943 года, было предотвращено покушение на глав государств антигитлеровской коалиции и разгромлена разведывательная сеть германских спецслужб. В середине 1943 года, когда в Великой Отечественной войне произошел коренной перелом, советская разведка уже полностью контролировала всю работу германской резидентуры по Афганистану, Индии и советским приграничным районам.

    Берия против Фитина

    После войны вчерашние союзники, овладевшие секретом атомного оружия, разрабатывали планы нападения на СССР. Внешняя разведка регулярно информировала руководство страны обо всех нюансах политики Запада в отношении Советского Союза. Эти данные положительно оценивались Сталиным. От былого недоверия вождя к сообщениям разведки не осталось и следа. Упрочился и авторитет самого Павла Фитина, что сильно раздражало Берию который ждал момента рассчитаться со строптивым начальником разведки. На прямую физическую расправу Берия не решался, зная о том, что Сталин ценил вклад руководимой Фитиным разведки в обеспечение победы над врагом. Но проблем создавал много. В июне 1946 года по распоряжению Берии генерал­лейтенант Фитин был освобожден от занимаемой должности, на которой столь блестяще зарекомендовал себя как организатор работы советской внешней разведки во Второй мировой войне. До конца года он находился в распоряжении управления кадров министерства госбезопасности без назначения. Затем был направлен заместителем уполномоченного МГБ в Германию, где работал до 1947 года. Берия не успокоился и вновь понизил Фитина в должности, назначив заместителем начальника управления госбезопасности по Свердловской области, а затем отправил в Алма­-Ату.

    В 1953 году Берия распорядился уволить Павла Фитина из органов госбезопасности без военной пенсии, поскольку 46­летний генерал­лейтенант не имел соответствующей выслуги лет. Лишь после ареста и суда над Берией он устроился директором фотокомбината Союза советских обществ дружбы с зарубежными странами, где и работал до конца жизни.

    Павел Фитин умер 24 декабря 1971 года, не дожив несколько дней до 64­летия. Похоронен в Москве на Введенском кладбище. За большие заслуги в деле обеспечения государственной безопасности страны генерал­лейтенант Фитин был награжден двумя орденами Красного Знамени, орденами Красной Звезды и Красного Знамени Тувы, целым рядом зарубежных орденов, многими медалями, а также нагрудным знаком "Заслуженный работник НКВД".

    Поделиться