20.12.2007 06:00
    Поделиться

    Россия может лишиться собственных автомобильных брендов

    Отечественные бренды могут быть вытеснены с нашего рынка иномарками. С таким предупреждением выступил вчера на конференции по развитию автомобильной промышленности директор департамента макроэкономического прогнозирования минэкономразвития Андрей Клепач.

    Спасти российский автопром минэкономразвития и минпромэнерго предлагают за счет развития производства автокомпонентов в рамках автомобильных кластеров. Уже к 2010 году в Россию будет завозиться до 2 миллионов легковых авто, еще 1,2 - 1,3 миллиона машин сойдут с конвейеров предприятий, работающих в режиме промсборки. А ниша для отечественных легковушек сузится и составит не более 600-700 тысяч машин, и это меньше, чем выпускается сейчас. А в 2012 - 2015 годах, прогнозирует Клепач, такая же судьба может постичь производителей российских автобусов и грузовиков.

    Причина импортного засилья - бурно растущий спрос. Только за 9 месяцев этого года объем продаж легковых машин увеличился почти на 30 процентов. Причем растущие потребности российских граждан в основном удается покрывать за счет увеличения импорта - в этом году ввоз машин из-за границы увеличился почти на 10 процентов. Возможно, спрос не будет расти такими же быстрыми темпами и дальше, но все равно российские производители не смогут обеспечить всех желающих качественными авто. Между тем в недалеком будущем нашим автомобилестроителям придется столкнуться с сильнейшей конкуренцией со стороны зарубежных коллег в связи со вступлением России в ВТО.

    Оно может состояться уже в третьем квартале 2008 года, рассчитал замдиректора департамента торговых переговоров минэкономразвития Андрей Кушниренко. А это значит, что с 2009 года изменятся пошлины на ввоз автомобилей: для новых "легковушек" они будут снижены с нынешних 25 до 15 процентов, на подержанные машины со сроком до 7 лет - с 25 до 20 процентов, и только на старые автомобили останутся запретительные пошлины. Снижение пошлин соответственно приведет к удешевлению ввозных иномарок. Впрочем, для автопрома предусмотрен переходный период в течение 7 лет, и фактически открытие авторынка произойдет не раньше 2014 - 2015 года, подсластил пилюлю Кушниренко. Но тут же напомнил, что время летит быстро, и к тому же примерно в эти же сроки прекратят действовать льготы по инвестиционным соглашениям, подписанным в рамках промсборки. А это значит, что времени на раскачку для подготовки мер по поддержке российских производителей осталось не так уж много, признают чиновники.

    При этом, как дал понять Клепач, вопрос об ужесточении таможенно-тарифной политики даже не рассматривается. Действовать надо другими методами. По мнению Клепача, нужно вести речь о выработке внятной промышленной политики, в том числе и в области автопрома, наподобие программы поддержки АПК. Кроме того, по его словам, сейчас формируется федеральная целевая программа, ориентированная на поддержку производства автомобилей и двигателей. Но запустить ее можно будет не раньше 2009-2010 годов. А создаваемый Банк развития может поддержать автомобилестроителей кредитами, обещал Клепач. Но главные надежды в минэкономразвития связывают с работой автомобильных кластеров, когда вокруг крупного производителя создаются более мелкие компании по выпуску автокомпонентов.

    На кластеры нацеливает отечественных автопромщиков и минпромэнерго. Именно эта идея и закладывалась в проекты по промсборке, поддержал Клепача замдиректора департамента промышленности минпромэнерго Виктор Семенов. По его словам, уже сейчас существует около 80 проектов по выпуску автокомпонентов, и в основном они касаются создания совместных предприятий с крупнейшими иностранными фирмами. А если будет сформирована такая база, на ее основе можно будет создавать любой отечественный автомобиль, оптимистично заявил Семенов. И сейчас в министерствах готовы выслушать любые предложения бизнеса по поддержке отрасли.

    Между тем отечественные автомобилестроители настроены весьма решительно. По их прогнозам, к 2020 году российский автопром и промсборка должны будут обеспечить потребности внутреннего рынка на 70 процентов, а еще 30 процентов своей продукции отправлять на экспорт.

    Тем временем

    В 2007 году в структуре российского рынка легковых автомобилей 44 процента занимают ввозимые из-за границы машины, 14 процентов - подержанные иномарки, 16 процентов - российские иномарки, 26 процентов - отечественные машины, подсчитали в минпромэнерго. При этом доля отечественных автомобилей в прошлом году составляла 38,8 процента, импортных машин - 35 процентов.

    Поделиться