13.12.2007 02:03
    Поделиться

    Новый Завет на башкирском языке выйдет, несмотря на трудности перевода

    Российское отделение Института перевода Библии готовит к выпуску Новый Завет на башкирском языке

    Российское отделение Института перевода Библии (ИПБ) готовит к выпуску Новый Завет на башкирском языке. Над его созданием трудится и уфимский писатель Ильгизар Буракаев.

    Институт уже выпустил Библию полностью и отдельными частями почти на шестидесяти языках народов бывшего Советского Союза. Завершив эвенкийский проект, в Уфу приехал редактор-богослов ИПБ итальянец Стефано Котроци. Для более близкого знакомства с языком он даже съездил в башкирскую глубинку -  Зианчуринский район. В копилке  магистра богословия и биологии, доктора педагогических наук - древние и современные языки, башкирский язык - четырнадцатый.

    - Сейчас изучаю грамматику этого языка, - рассказывает Котроци на хорошем русском. - Думаю, что скоро мы приступим с Буракаевым непосредственно к Завету: будем проверять и сравнивать башкирский перевод с подлинником. Через год проект завершится.

    По мнению Котроци, перевод Библии на языки малых народов, которые сравнительно недавно обрели письменность, труден. Он осложняется отсутствием в них библейской терминологии, отдельных бытовых понятий и даже букв. К примеру, в эвенкийском нет буквы "х", поэтому Христос у эвенков зазвучал как Киристос.

    - Слово "священнослужитель" - по-башкирски "мулла", - вступает в разговор Ильгизар Буракаев. - Но в этом случае речь идет об исламе. Пришлось подыскать слово "рухани",  то есть - "душевед, религиозник".

    Сложности возникали у нашего переводчика и с именами собственными. И, чтобы избежать путаницы, некоторые имена и географические названия были оставлены в первозданном виде. При этом трактовки отдельных выражений  уточнены. Так, "блаженны нищие духом" переведено как "блаженны нищие ради духа". Это означает, что к Богу приближены люди, стремящиеся поднять свою духовность.

    Необходимо заметить, что к переводу главной книги христианства ИПБ подошло очень серьезно. При выборе переводчика закупались национальные книги, над которыми он работал, проверялась стилистика. Затем претендентам предлагалось сделать пробные переводы. Утвержденные специалисты прошли десятидневные курсы в Институте перевода Библии.

    Поделиться