11.12.2007 02:00
    Поделиться

    Дни Якутии в Москве завершились оперой-олонхо

    Обширная афиша гастролей всех подразделений культуры Республики Саха (Якутия) в Москве по случаю празднования 375-летия вхождения Якутии в состав России включила в себя десятки наименований: от театрализованного представления об истории появления якутского народа на земле, разыгранного в зале церковных соборов в храме Христа Спасителя, вернисажа с тематикой якутского эпоса Олонхо в современности, концертов "Виртуозов Якутии", якутского балета, цирка, драматических спектаклей, кино, до мировых премьер опер, специально написанных композитором Владимиром Кобекиным для якутского Театра оперы и балета имени Д.К. Сивцева-Суоруна Омоллоона.

     Интригующие слухи о якутском балете, которым руководит Мария Сайдыкулова, ходили давно. Уже многие годы в Якутске проходит балетный фестиваль "Стерх", которым руководит Наталья Садовская - потомок знаменитой династии артистов Малого театра, в прошлом - артистка балета Большого театра, а ныне - худрук и импресарио крупнейших российских балетных фестивалей. Московские гости "Стерха" всякий раз возвращаются из Якутска изумленные суперсовременным зданием Театра оперы и балета и хореографического училища, а также популярностью балета среди местного населения. Танцы на пуантах в белых пачках гипнотизируют якутскую публику настолько, что каждое представление "Лебединого озера" проходит как культовый обряд общенационального значения. Для постановки этого спектакля был приглашен сам Юрий Григорович. Оценив труппу и трепетный прием, мэтр поставил в Якутске еще и "Ромео и Джульетту", а сейчас готовит "Тщетную предосторожность".

    В московском концерте якутские танцовщики продемонстрировали достоинство и профессионализм мастеров в сочетании с трогательной артистической погруженностью в атмосферу исполняемых номеров.

    Оперную часть музыкальной программы театр из Якутска открыл на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, показав одну из знаковых своих премьер в постановке Прокопия Неустроева - первую национальную оперу-олонхо "Ньургун Боотур", созданную полвека назад и стилизующую фольклорную манеру пения со знаменитыми горловыми призвуками - кылысахи.

    Нынешний созидатель эстетики эпического театра олонхо режиссер и министр культуры Якутии Андрей Борисов, поставивший цель превратить древние сказания якутов в театральный культурный феномен уровня японского "Кабуки" или Пекинской оперы, не случайно сдвинул акценты олонхо в сторону оперы и провозгласил цель: "от олонхо - к новой опере", поскольку через любой эпос - от гомеровского до Махабхараты, Эдды или Олонхо - проходит жесткий музыкальный стержень: ритм и распев. По его личной инициативе и появились на свет две новые оперы Владимира Кобекина "Александр Македонский" и "Кудангса Великий", написанные по одноименным произведениям якутского классика Платона Ойунского.

    Сценическое воплощение сказаний о героях делали командой во главе с Андреем Борисовым: неизменный соавтор его спектаклей художник Геннадий Сотников, не доживший до премьеры, режиссер Карл Сергучев и художник-сценограф Михаил Егоров. Эстетика культивируемого театра-олонхо проявилась и в истории об Александре Македонском. Скупое по средствам, но экспрессивное зрелище: серебряные рифленые щиты-стены, мерцающие холодной радугой северного сияния, ударник, вознесенный над всеми и "шаманствующий" на литаврах, шествия с богатой фруктовой бутафорией, танцы невольниц, набеги легионеров в латах и доспехах. Александр Македонский в исполнении Николая Попова - торжественный персонаж, властитель, обладатель всего, эпицентр церемоний преклонения и побед. Он проживает поучительную историю об относительности всего земного - власти, любви, добытой через убийства, человеческого возвышения. Цель его - осознать пророчество казненного им Учителя-поэта о конечности созданного Александром мира, о смерти, которая настигнет его в молодом возрасте. Кобекин вводит этот сюжет в поток музыкальной энергии, где основой является ритм, приближающий происходящее на сцене к ритуалу. И если в "Македонском" Кобекин использует универсальный язык, не стилизующий фольклорные интонации, то в опере "Кудангса Великий" на сцене в образе мистической звезды Чолбон, превратившей согласно сказанию олонхо цветущую страну Саха в ледяную пустыню, появляется знаменитая исполнительница фольклора Степанида Борисова, неизменно завораживающая московскую публику своей уникальной техникой пения кылысахов. Ее речитативы с гортанными звуками, поддержанные шаманским барабаном, воссоздают таинственный древний мир, расположенный в невидимом пространстве. Кундагса Великий разбивает звезду, чтобы заключительный хор, разодетый в яркие одежды, славил весну и освобожденный из ледяного мрака народ саха. Но тот таинственный фольклорный мотив, для которого Владимир Кобекин сделал допуск в партитуре - голос древнего народа, западает магически в слух, как олонхо - в душу якута.

    Поделиться