05.12.2007 04:05
    Поделиться

    В Архангельске не хватает средств на оплату труда педагогов

    Сегодня на сессии областного Собрания депутатов будет решаться вопрос о выделении из областного бюджета городу Архангельску дополнительных средств в размере 58 миллионов рублей на финансирование сферы образования.

    Именно этой суммы не хватает областному центру на оплату труда педагогов. По самым радикальным оценкам, недофинансирование может привести к массовому сокращению штатных сотрудников городских общеобразовательных учреждений.

    Простая арифметика

    Как рассказала "РГ" директор департамента образования мэрии Архангельска Татьяна Огибина, нехватка столь значительной суммы возникла из-за ошибки в расчетах субвенции муниципальному образованию.

    По ее словам, средств недостает по трем позициям.

    Во-первых, согласно подсчетам департамента образования и науки Архангельской области, субвенция на финансирование групп продленного дня составляет чуть более одного миллиона рублей. То есть они рассчитаны всего на 300 детей (или 12 групп на весь Архангельск). Вместе с тем потребность в "продленках" испытывают родители не менее 11 тысяч 305 детей. По словам экспертов, суммы, которую выделил областной департамент, едва хватит на то, чтобы организовать такие группы в специальных коррекционных классах.

    Во-вторых, 18,2 миллиона рублей не предусмотрено в областном бюджете на деление классов на подгруппы по английскому языку, трудовому обучению и физкультуре. Согласно положению об общеобразовательных школах, деление на такие подгруппы предусмотрено только в том случае, если в классе насчитывается 25 человек в городских школах и 20 человек - в сельских. Вместе с тем средняя наполняемость классов в школах Архангельска - 24,5 человека.

    В-третьих, на учебные расходы (мел, журналы, выплаты по книгоиздательской продукции педагогам) в областном бюджете не предусмотрено еще восемь миллионов рублей. Для сравнения: сегодня на одного ученика Архангельска по учебным расходам приходится 30 рублей в год, тогда как на одного ученика Северодвинска - около 200 рублей.

    - Это связано с тем, что в Северодвинске нет многочисленных малокомплектных и островных школ, - говорит Татьяна Огибина. - В школах Архангельска созданы условия для обучения всех категорий проблемных детей: мы учим и слабовидящих, и слабослышащих, и детей с проблемами опорно-двигательного аппарата, и с задержкой психического развития. При подсчете субвенции областной департамент не учел некоторые особенности областного центра: у нас протяженная территория с большим количеством малокомплектных и островных школ. Не можем ведь мы закрыть школу на острове Бревенник? Область нас обвиняет в том, что мы не дотягиваем до норматива комплектации классов в 25 человек. Но если мы будем строго придерживаться этого норматива, тогда придется закрывать малокомплектные школы. В любом случае, если городу не будет выделено 58 миллионов рублей дополнительно, мы будем вынуждены сокращать такие ставки, как педагоги-психологи, логопеды, дефектологи, социальные работники, преподаватели ОБЖ.

    Средства следуют за учеником

    Еще в 2003 году Архангельская область заявила, что будет переходить на принцип нормативно-подушевого финансирования системы образования. С этого времени регион частично руководствуется методикой, которая включает помимо расходов на оплату труда работников образовательных учреждений расходы на учебные пособия, технические средства обучения, материалы и хозяйственные нужды. Финансирование происходит за счет выделения из бюджета субъекта РФ субвенций местным бюджетам. Определен базовый принцип этой методики: финансирование осуществляется из расчета на одного обучающегося ("средства следуют за учеником").

    Расчет субвенции муниципальным образованиям происходит по строгой формуле, которая включает в себя региональный расчетный подушевой норматив для сельской и городской местности, количество сельских и городских учащихся. Поэтому и оплата труда педагога, и деньги на учебные расходы напрямую зависят от количества обучающихся в муниципальном образовании. Для Архангельской области одномоментный переход на такую систему означал бы закрытие многочисленных малокомплектных, сельских и островных школ. Ведь количество детей ежегодно сокращается, а это значит, что уровень заработной платы педагогов в малокомплектных школах города может существенно снизиться.

    Поэтому в течение трех лет со дня введения в регионе подушевой системы финансирования сферы образования установлен так называемый адаптационный (переходный) период. Пока каждое муниципальное образование Архангельской области получает адаптационную надбавку, для каждого образовательного учреждения в отдельности установлен поправочный коэффициент.

    По истечении переходного периода рекомендуется отказаться от использования адаптационных надбавок и поправочных коэффициентов и перейти на финансирование всех образовательных учреждений только по нормативно-подушевому принципу.

    Риски в зарплате

    Вместе с тем, по оценкам экспертов, и следующий, 2008 год будет для Архангельской области переходным. К примеру, субвенция из областного бюджета Вельскому району на сферу образования с учетом перехода на нормативно-подушевую систему финансирования в следующем году составит 210 миллионов рублей. Однако в муниципальном бюджете заложенная сумма на оплату труда педагогов вельских школ рассчитывалась без учета подушевой оплаты труда.

    - Для того чтобы ввести подушевую систему финансирования, первоначально на муниципальном уровне необходимо провести большую работу, - рассказала "РГ" заместитель главы администрации Вельского района по вопросам экономического развития и финансов Людмила Макарова. - Необходимо иметь полнокомплектные классы, иначе заработная плата учителей может резко сократиться. У нас большинство школ малокомплектные. К тому же для каждого учебного заведения определен свой норматив, а это значит, что в одной школе учитель будет получать больше, а в другой - в разы меньше. Мы проводили подсчеты и пришли к выводу, что из 26 школ Вельского района на подушевую систему оплаты труда смогут перейти от силы пять или шесть школ.

    Как сообщили "РГ" в управлении образования Котласского района, в 2008 году только одна школа района (из 14 общеобразовательных учреждений) в качестве эксперимента перейдет на нормативно-подушевое финансирование. В Онежском районе только две школы готовы к новой системе оплаты труда педагогов.

    Несовершенная методика

    Разногласия между областными и городскими чиновниками также подтверждают, что механизм перехода на нормативно-подушевую систему финансирования сферы образования требует доработок.

    На сентябрьской сессии областного Собрания депутатов методика расчета субвенций из областного бюджета муниципальным образованиям на сферу образования была утверждена в двух чтениях. В настоящий момент эти расчеты архангельские чиновники намерены оспорить.

    - Утверждена такая методика расчетов, которая может трактоваться по-разному, - говорит директор департамента финансов и казначейского исполнения бюджета Людмила Карпова. - Между нашим городом и областью возникла масса разногласий по поводу расчетов суммы субвенции, а это значит, что методика требует совершенствования. И в следующем году городские власти намерены выйти с поправками в эту методику.

    Областные чиновники, в свою очередь, исключают возможность допущения каких-либо ошибок при расчете субвенций.

    Комментарии

    Владимир Мигунов, директор департамента образования и науки Архангельской области:

    - Ошибок в расчетах субвенций нет. Действительно, в этом году между областью и городом возникли определенные разногласия. Первоначально мы рассчитали категорию педагогов не по 12-му разряду, а по среднему - 11-му. После того как перерасчет был сделан, субвенция муниципальным образованиям увеличилась на 300 миллионов рублей. В 2008 году она составит в общей сложности 3 миллиарда 800 миллионов рублей (в 2007 году эта сумма была 3 миллиарда 67 миллионов рублей). Кроме того, в следующем году учтено финансирование малокомплектных школ. Для того чтобы их не закрывать, предусмотрены поправочные коэффициенты. К сожалению, выделяя субвенции, мы слишком доверяли муниципальным образованиям, поэтому недостаточно тщательно контролировали ситуацию. Выяснилось, что в настоящий момент в общеобразовательных школах трудится только 40 процентов педагогов, а остальные 60 процентов - административно-управленческий аппарат. Тогда как, согласно положению об общеобразовательных учреждениях, соотношение должно быть таким: 30 процентов - управленческий аппарат, 70 процентов - педагоги. Поэтому для того, чтобы заработная плата педагогов росла, необходимо изменить структуру распределения обязанностей в школах.

    Людмила Кононова, депутат Архангельского областного Собрания:

    - Действительно, в каждом образовательном учреждении определен свой норматив на одного ученика. В следующем году мы планируем ввести одинаковый для всех школ норматив. Однако в этом году найти дополнительные средства в областном бюджете будет очень сложно. Поэтому муниципалитетам стоит поискать средства на зарплату учителям в своих бюджетах.

    Поделиться