01.12.2007 04:00
    Поделиться

    Геннадий Онищенко: всем нужна доброта - она важный помощник в преодолении ВИЧ

     

     

     

    Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИДа), впервые описанный в 1981 году в США, захватывает все новые страны и континенты. О противостоянии этой беде- беседа с Главным государственным санитарным врачом РФ академиком РАМН Геннадием Онищенко.

    Российская газета: Девиз Всемирного дня борьбы со СПИДом: "Проявить инициативу, остановить СПИД, выполнить обещания"...

    Геннадий Онищенко: Банальные слова? Но сколько в них надежды хоть как-то изменить судьбы 403 тысяч ВИЧ-инфицированных - в основном молодых россиян! И еще в этом девизе - напоминание обществу о законодательно закрепленных обязательствах лечить этих людей. Что имею в виду? Да то, что надо просто помогать, просто лечить современными, эффективными препаратами.

    Через месяц завершится второй год реализации национального проекта "Здоровье". И, наверное, самое время подвести некие предварительные итоги. Да, есть все основания считать, что 30 тысяч ВИЧ-инфицированных, которым необходимо лечение, его получают. В следующем году число этих больных будет не менее 40 тысяч. А ведь до этого такое лечение получали единицы. Почему? Да потому, что взятые еще в прошлом веке обязательства, декларированные законом, не выполнялись. В обществе нарастало отчуждение, отторжение больных...

    Теперь весь мир отмечает этот день - именно потому, что инфекция расползается по всему миру. И противостоять ей надо, объединяя усилия всех стран. За первые восемь месяцев 2007-го в России зарегистрировано 28 974 новых случаев ВИЧ-инфекции - на 12 процентов превзошли аналогичный период прошлого года.

    РГ: Недавно вступил в действие приказ минздравсоцразвития "О мерах по организации оказания паллиативной помощи больным ВИЧ-инфекцией". Ситуация меняется?

    Онищенко: Пока не во всех центрах по профилактике и борьбе со СПИДом есть в штате психологи и социальные работники, а без них никак не обойтись. Так вот теперь, согласно приказу, их можно включать в штат. Отныне для таких пациентов в инфекционных, туберкулезных, наркологических отделениях или многопрофильных больницах будут организованы палаты для ВИЧ-инфицированных.

    Районные поликлиники с узкими специалистами, лабораториями могут, да и должны обеспечивать первичное, рутинное диспансерное наблюдение за ВИЧ-инфицированными пациентами, приближенное к месту жительства пациента.

    РГ: Может, и могут. Может, и должны. Но на пути к этому очень серьезное препятствие - страх заражения. Перед тем же гепатитом такого страха нет, а вот ВИЧ... Ему уже четверть века, количество больных такое, что нет никакой гарантии, что рядом с вами не носитель этого вируса. Но одно дело, знать, так сказать, теоретически, а другое - реальность. Вот в детсадовскую группу пришел ребенок с ВИЧ или у его мамы ВИЧ. За соседней партой в школе - ВИЧ-инфицированный... А теперь еще в очереди у кабинета врача может сидеть носитель вируса, он в одной со мной очереди на сдачу анализа крови... Как успокоить людей?

    Онищенко: Психологический барьер преодолеть труднее всего. И в одночасье даже при самых благих пожеланиях ситуация не изменится. Тут нужны десятилетия, тут нужны объединенные усилия самых авторитетных специалистов. В этом году в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" на проведение работы с населением по профилактике ВИЧ-инфекции выделено 220 миллионов рублей. Она проводится по трем направлениям. Первое. Информирование и обучение населения о средствах и методах предупреждения ВИЧ. Второе. Мероприятия, направленные на профилактику передачи ВИЧ от матери ребенку.

    Наконец, организация паллиативной помощи среди групп риска. Уже действует Всероссийская круглосуточная "Горячая линия" по вопросам ВИЧ/СПИД. Создан сайт "горячей линии" http://8-800-100-6543.ru. На одном из телеканалов каждую пятницу утром выходит получасовая передача "СПИД. Скорая помощь".

    РГ: То и дело появляются сообщения о новых лекарствах против ВИЧ. Некоторые из них спешат отнести к разряду чуть ли не революционных, способных избавить тысячи людей от СПИДа. Особый пик подобных заявлений был в 2001 году: в честь двадцатилетия обнаружения этой чумы. Тогда же было предсказано, что в течение ближайших десяти лет появится вакцина против СПИДа. Не появилась.

    Онищенко: Сейчас в мире проводятся клинические испытания десятков вакцин. Скорее всего, такая вакцина не будет эффективна против всех существующих модификаций вируса. Для того чтобы добиться успеха в борьбе со СПИДом, нужно не только активизировать исследовательскую работу, но и шире внедрять уже существующие эффективные меры профилактики и лечения. Между тем на диспансерном учете 244 488 ВИЧ-позитивных. Должны же на нем состоять 314 496 пациентов. Есть регионы, где процент диспансерного наблюдения еще ниже.

    РГ: Когда говорят о ВИЧ, о СПИДе, обычно вспоминают трагедию 1989 года в Элисте, когда ВИЧ-инфекцией было заражено почти 250 детей...

    Онищенко: Да, трагедия. Половину ребятишек спасти не удалось. Но не все знают, потому считаю нужным об этом сказать: в результате медицинской, социальной, психологической помощи семьям этих детей почти половина зараженных живы. Они вполне адаптировались в жизни, получили образование. Десять из тех ВИЧ-инфицированных стали матерями. Благодаря своевременному лечению, они родили здоровых детей.

    РГ: Значит, девушки, которые более 15 лет заражены вирусом иммунодефицита, но выполняющие все рекомендации медиков, могут стать мамами, родить здорового ребенка?

    Онищенко: Могут. Надо не только помогать ВИЧ-инфицированным адаптироваться в обществе. Не менее важно каждому из нас научиться достойно жить рядом с ВИЧ. Я как-то рассказывал о мальчике, согретом вниманием Мстислава Леопольдовича Ростроповича. Дело было так. Ростропович приехал в Саратов, пришел в больницу. И как он сказал, "проходя по отделению, споткнулся о взрослые глаза четырехлетнего мальчика". Мальчик оказался отказником, ВИЧ-инфицированным.

    Он родился в этой больнице и жил, благодаря теплу, заботе медицинских работников. Но даже несмотря на это, он в свои четыре года почти не говорил. Мальчика перевели в Республиканскую инфекционную клиническую больницу Санкт-Петербурга. Оказалось, что у мальчика абсолютный музыкальный слух. Сейчас он пошел в обычную школу. Кроме того, он учится музыке. Дай бог, чтобы доброта великого музыканта хранила его всегда. И нам всем нужна доброта - она важный помощник в преодолении ВИЧ.

    Поделиться