30.11.2007 02:59
    Поделиться

    Поставлена точка в громком деле экс-главы Курганинского района и семи армавирских милиционеров, организовавших теракты

    Поставлена точка в громком деле экс-главы Курганинского района и семи армавирских милиционеров

    Верховный суд РФ рассмотрел в кассационном порядке приговор Краснодарского краевого суда по так называемому "делу Карпенко". Обвиняемые в терроризме - бывшие и действующие на тот момент стражи правопорядка - получили от полутора до 22 лет лишения свободы. Краевая прокуратура посчитала приговор слишком мягким, а четверо осужденных - чересчур суровым.

    Процесс стал сенсационным: в январе 2000 года сотрудники приемника-распределителя УВД Армавира изготовили взрывные устройства, а потом установили их на газовых вентилях четырех местных многоэтажек. От большой беды город спасли лишь сквозняки да бдительность жильцов. Сразу раскрыть преступление не удалось, а когда оперативники вышли на след подозреваемых, произошло покушение на жизнь главы администрации Курганинского района Виктора Карпенко (незадолго до начала своей чиновничьей карьеры оставившего пост начальника армавирской милиции). Потерпевший утверждал, что гранату в окно квартиры подбросили соперники по состоявшимся в апреле 2005 года выборам, однако следствие пришло к выводу, что это - инсценировка, организованная самим Карпенко. Вскоре ему пришлось уйти с должности главы, а через месяц его взяли под стражу.

    К этому времени по Армавиру прокатилась волна арестов бывших и действующих сотрудников милиции, но, с чем они связаны, никто тогда не знал. Завеса тайны приоткрылась к осени 2006 года, когда 36-томное дело попало в краевой суд. Оказалось, Виктору Карпенко помимо инсценировки покушения на самого себя, инкриминируется организация серии терактов в городе Армавире, а соучастниками отставного полковника являются бывшие подчиненные.

    На скамье подсудимых в краевом суде их было восемь. Помимо Карпенко в терроризме обвинялись Алексей Дроботов, Владимир Сидельник, Вячеслав Проценко, Виталий Булах, Андрей Яковлев, Юрий Чернявский, Геннадий Горб. Дело, которое вела судья Люция Калимулина, рассматривалось коллегией присяжных заседателей. Приговор огласили 25 декабря прошлого года.

    Наша газета рассказывала об этом громком процессе ("Бомба под карьеру" и "Аномалия в погонах", "РГ" от 26 и 29 декабря 2006 года). Выяснилось, что подсудимые причастны к распространению листовок националистического характера и установке взрывных устройств в жилых домах. А сами делали вид, будто усиленно ищут виновных. Для Карпенко, по версии следствия, мотивом совершенного преступления стали карьерные амбиции: занимая пост заместителя начальника УВД, он строил планы, как пересесть в кресло главного городского милиционера. Его подельники сначала были введены в заблуждение разговорами о подготовке к антитеррористическим учениям, а когда капитаны и сержанты поняли, во что втянуты, у них не хватило смелости отказаться: к одним применили шантаж, к другим угрозы. А Карпенко вскоре действительно возглавил городскую милицию.

    Как же удалось выйти на след злоумышленников? Лишь теперь, после вступления приговора в законную силу, следователь по особо важным делам управления следственного комитета при Прокуратуре РФ по Краснодарскому краю Рашид Анкоси, возглавлявший созданную в середине 2005 года следственную группу, согласился поделиться с корреспондентом "РГ" некоторыми подробностями необычного дела.

    - Эта история наглядно свидетельствует, что тайное когда-нибудь непременно станет явным, - говорит Анкоси. - В июле 2000 года расследование уголовного дела об армавирских терактах приостановили в связи с неустановлением виновных лиц, однако поиск их не прекращался. Постепенно сотрудники краевого управления ФСБ вышли на членов преступной группы, под подозрение попал и Виктор Карпенко, который ринулся во власть в надежде уйти от ответственности. Усидеть в кресле главы Курганинского района для него стало главной целью, поэтому, когда возникли сомнения в законности его избрания, он инсценировал покушение. Карпенко чувствовал: кольцо вокруг сжимается, но все-таки надеялся, что статус главы его защитит. В июле в Армавире были арестованы Сидельник и Дроботов. Под напором собранных оперативниками улик они дали признательные показания. К октябрю 2006 года все сообщники оказались под стражей.

    По словам Рашида Анкоси, огромную подготовительную работу проделали оперативники ФСБ, а члены следственной бригады закрепляли собранные ими доказательства, проводили многочисленные очные ставки между свидетелями, обвиняемыми и подозреваемым. Признательные показания дали четверо, причем Чернявский сделал это уже в зале суда. А Карпенко продолжал утверждать, мол, теракты задумали и осуществили подчиненные, а сам он к совершению особо тяжкого преступления не причастен. Однако присяжные единогласно вынесли вердикт: виновны все, а достойны снисхождения лишь те, кто признался и раскаялся в содеянном.

    Гособвинение просило суд приговорить Карпенко к 25 годам лишения свободы, а остальным назначить наказание от 20 до четырех лет. Вынесенный приговор стал неожиданным для всех участников процесса: Карпенко получил 22 года, остальные - от пяти до полутора лет. По сути, без судейского снисхождения остался лишь организатор, остальных судья Люция Калимулина посчитала хоть и трусами, но все же жертвами.

    етверо фигурантов этого дела - Горб, Сидельник, Дроботов и Чернявский - с учетом времени, проведенного за решеткой в ходе следствия и суда, уже вышли на свободу. Остальные надеялись, что их участь смягчит Верховный суд РФ. Булах, Проценко и Яковлев изъявили желание лично принимать участие в рассмотрении своих жалоб. И вот стало известно, что Верховный суд РФ оставил в силе приговор, вынесенный в краевом центре. Единственное изменение касается судьбы Виктора Карпенко, осужденного к 22 годам заключения: из краснодарского приговора убрано указание на статью 48 УК РФ, где идет речь о дополнительном наказании в виде лишения специального звания и воинских наград.

    По мнению прокурора кассационного отдела Генпрокуратуры РФ Владимира Хомутовского, члены коллегии Верховного суда посчитали, что основного наказание в 22 года для отставного полковника достаточно: на свободу он выйдет в 75 лет.

    Четверо осужденных сейчас готовятся пойти по этапу - в колонию строго режима для постоянного отбывания назначенного судом наказания.

    Поделиться