20.11.2007 02:00
    Поделиться

    Новый закон о торговле не берет в расчет малый бизнес

    В феврале будущего года правительство обещает внести в Госдуму закон, затрагивающий интересы всех без исключения граждан страны - "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (прежние варианты документа имели другое рабочее название - "О торговле").

    То, что необходимость в законе назрела давным-давно, ясно даже человеку, крайне далекому от экономики. Страна 15 лет живет в условиях рынка, но многие с тоской вспоминают торговую наценку, действовавшую в советское время (12 процентов или 8 процентов для социально значимых товаров). Сегодня отпускная цена, к примеру, на птицефабрике не слишком сильно будет отличаться от себестоимости. А вот дальше начинается неуправляемый процесс: оптовики, сетевые магазины, розница. В результате разница между отпускной ценой и ценой на прилавке нередко составляет 40-50 процентов. Страдают и производитель, и потребитель.

    По словам Алексея Кудрина, закон необходим в том числе и для недопущения "ценовых пиков" в рознице. В частности, минсельхоз предлагает внести в закон статью о предельных наценках на социально значимые товары. Однако, по мнению Евгения Надоршина, главного экономиста ИБ "Траст", это едва ли разумно. Так, во многих случаях торговая наценка обратно пропорциональна обороту. То есть, ограничивая ее, можно легко сделать нерентабельной продажу социально значимых товаров в маленьких магазинчиках, где обороты невелики, что только ухудшит ситуацию.

    Рост цен в рознице в огромной степени связан с такой наболевшей проблемой, как вытеснение из ритейла малого бизнеса. Уже в начале 2007 года эксперты предупреждали: решения правительства о доступе мигрантов на рынок труда и закрытии части розничных рынков неизбежно приведут к подорожанию продовольствия. Однако в концепции закона вопрос о "входном билете" на рынок решается скорее в пользу сетевых магазинов. Проект предлагает ввести уведомительный порядок регистрации для сетевой розничной торговли вместо разрешительного. А вот небольшим торговым точкам понадобится получать разрешение. Причем места будут предоставляться на конкурсной основе.

    Между тем первоначальный вариант концепции предполагал, что крупные ритейлеры (площадь более 1500 квадратных метров) будут получать разрешения региональных властей на открытие каждой торговой точки. Для малых (до 500 "квадратов") и средних операторов планировалось сохранить уведомительную систему.

    Напомним, в начале октября столичный мэр Юрий Лужков еще раз заявил, что "палаток в Москве не будет". Результатом, по оценкам департамента потребительского рынка и услуг, должно стать повышение доли сетевой розницы в столице примерно на 20 процентов. Как признался недавно крупный столичный чиновник, "договариваться всегда эффективнее с владельцами крупных, разветвленных сетей. С тремя-четырьмя руководителями можно быстрее найти общий язык". Тем более что и возможности у "крупных и разветвленных" немалые. По самой грубой оценке, ежедневный оборот одного московского "Ашана" - 200 миллионов рублей.

    Концепция предлагает привязать открытие торговых центров к градостроительным планам, то есть регионы получат право влиять на размещение объектов торговли. Эксперты уверены: вмешательство местных властей вряд ли будет способствовать развитию конкуренции в ритейле.

    Справедливости ради отметим: в настоящее время свои предложения по борьбе с сетевыми монополистами готовит Федеральная антимонопольная служба. Глава ведомства Игорь Артемьев сообщил, что в законе будет снижен порог доминирования для торговых сетей с обычных 35 процентов до 15. Иными словами, сетевой магазин подпадет под Закон "О защите конкуренции", если его доля на региональном рынке выше 15 процентов. Такой субъект будет обязан раскрывать больший объем информации о сделках и договорах с поставщиками. В случае достижения порога более 35 процентов ему будет запрещено совершать сделки по слияниям и поглощениям на местном рынке, приобретать землю под строительство новых объектов.

    Впрочем, представленная в правительство Концепция - это еще не сам закон, а лишь основные его ориентиры. В каком виде документ дойдет до Госдумы, пока не скажет никто. Ясно одно, быстрым и простым путь этот окажется вряд ли.

    мнения

    Кирилл Всеволожский, член экспертного совета  "ОПОРЫ России":

    - Пока Концепция в большей степени ориентирована на сетевые структуры. Если предприниматель открывает небольшой магазинчик в Вологде, его абсолютно не интересует, какие правила действуют по этому поводу в Кирове. У сетевиков ситуация иная - разработанные для одного региона правила будут автоматически работать по всей стране.

    Роман Жигульский, предприниматель:

    - Статья 31 Концепции говорит о том, что правительство сможет устанавливать для малых, средних и крупных предприятий ограничения по классам, группам и видам товаров, которые те смогут реализовывать. На практике "малышам" оставят право продавать стельки для обуви, средним - стельки и шнурки, а крупным - ботинки со шнурками и стельками. Куда в результате уйдет покупатель, понятно.

    Приятный сюрприз для торговцев - ст. 33, согласно которой к обслуживанию покупателей будут допускаться работники, прошедшие профессиональную подготовку. Для малых предприятий - требование, не всегда выполнимое. Готовится еще одна кормушка для некоторых структур.

    Статья 34 (ч. 1) требует организовать парковку для транспортных средств покупателей, для малого бизнеса - задача сверхсложная. Часть 2-я той же статьи вводит для торгового предприятия обязанность оформить паспорт безопасности. Но если бы сделать это было просто! Оформление потребует значительных материальных средств и может оказаться не по зубам многим "малышам".

    Александр Попов, председатель профсоюза работников среднего и малого бизнеса:

    - Пока, увы, документы типа Концепции пишутся у нас под диктовку сетевых структур. Суть ее в дальнейшей монополизации торговли, а малый бизнес по самой своей сути - враг любой монополии. Априори можно утверждать: условия работы для него ухудшатся.

    Поделиться