16.11.2007 00:00
    Поделиться

    РЖД привлечет в свою инвестпрограмму свыше 150 миллиардов рублей

    Кабинет министров решил, кто заплатит за Березники
    Не дожидаясь, пока премьер-министр Виктор Зубков выпишет принудительную командировку, министр транспорта Игорь Левитин решил сам вылететь в Краснодарский край для выяснения причин морских аварий и ликвидации последствий шторма.

    Буквально с заседания правительства, на котором Левитин был главным докладчиком, министр отправился в аэропорт. Впрочем, в последнее время кабинет разлетается практически одновременно. Покинув зал заседаний, глава правительства Виктор Зубков тоже отправился в аэропорт, в свою первую зарубежную поездку - во Францию.

    А еще в Москве министры собрались на Краснопресненской набережной, чтобы провести вторую серию транспортных заседаний правительства. На этот раз - железнодорожную. Впрочем, жаловаться на невнимание власти к железнодорожным проблемам вряд ли могли транспортники. За последние несколько дней РЖД успел и покритиковать президент, и похвалить премьер. Однако перед тем, как одобрить представленную на заседании правительства инвестиционную программу компании, Виктор Зубков напомнил минтрансу и РЖД о Березниках, где произошла техногенная авария.

    - Надо, наконец, остановиться на путях решения ситуации в районе станции Березники, где техногенная авария нарушила железнодорожное сообщение, - недовольно заметил премьер, обращаясь к Левитину и главе РЖД Владимиру Якунину.

    Но министр пришел в Белый дом с готовым ответом: строительство железнодорожного обхода в районе станции Березники будет завершено в 2009 году. Ведь на днях на заседании президиума Госсовета обратить внимание на этот регион призвал президент. "На Пермь обратите внимание, там, знаете, известная проблемная зона - Березники, - обратился тогда президент к Якунину. - Нужно делать обход.

    Пока вы ведете дискуссию с правительством, кто будет делать и платить, ситуация там лучше не становится. Время еще есть, но нельзя его упустить".

    Как известно, еще в октябре прошлого года на Березниковском руднике Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей грунтовые воды попали в шахту, а после произошел провал грунта на площади 200 метров на 90. В зону возможного проседания грунта попали 29 жилых домов, две школы, два детских сада и участок железной дороги. По прогнозам экспертов, провал поверхности земли в жилой части города может произойти и после 1 декабря 2007 года, и до этого срока жителей опасной зоны планируется переселить в новый микрорайон.

    Причем вчера же после президентского недовольства вопрос о том, кто заплатит за Березники, был решен: за счет средств РЖД сооружается шестикилометровый обход. Эти расходы компании будут компенсированы при принятии решения о начислении дивидендов для государства за 2007 год. Левитин добавил, что в планах - строительство 53-километрового обхода в районе Березников, которое должно полностью нормализовать движение на этом участке. Его планируется завершить в 2009 году, источниками финансирования строительства будут средства бюджета и собственные средства РЖД.

    Впрочем, помощь железнодорожная компания все же получит от государства. Ведь предполагается, что в 2009 году федеральный бюджет полностью компенсирует РЖД убытки от пассажирских перевозок. В 2006 году чистая прибыль РЖД составила 26,4 миллиарда рублей, балансовая прибыль - 59,2 миллиарда рублей, в том числе прибыль от грузовых перевозок составила 105,3 миллиарда рублей, убыток от пассажирских перевозок - 43,2 миллиарда рублей. По словам замминистра, уже в 2008 году государство компенсирует РЖД 60 процентов убытков от пассажирских перевозок. При этом транспортники не устают напоминать, что по-прежнему низким остается уровень покрытия убытков от пригородных перевозок. "На сегодняшний день уровень покрытия убытков составляет только 30 процентов, что требует принятия государством дополнительных мер", - добавил замминистра транспорта Александр Мишарин.

    Хотя РЖД грех жаловаться. Уже в этом году компания может утроить чистую прибыль, подняв ее до 76 миллиардов рублей против 26,4 миллиарда, полученных по итогам прошлого года. Правда, такой рост прибыли железнодорожники объясняют созданием "Первой грузовой компании" и переоценкой активов РЖД. Но даже несмотря на это, уже в 2008 году чистая прибыль РЖД составит 16,4 миллиарда рублей, в 2009 году - 16,2 миллиарда рублей, а в 2010 году прогнозируется на уровне 26,6 миллиарда рублей. "Она может увеличиться в случае создания "Второй грузовой компании", - оптимистично добавил Мишарин, сетуя на то, что рентабельность РЖД по-прежнему останется низкой - на уровне 2 процентов.

    Как бы то ни было, но в свою инвестпрограмму РЖД привлечет свыше 150 миллиардов рублей, правда, за счет продажи акций дочерних компаний. Первыми кандидатами на продажу станут "Трансконтейнер", "Рефсервис", ряд заводов по ремонту локомотивов и депо, а также неконтрольный пакет акций "Первой грузовой компании".

    Уже решено, что почти четверть триллиона рублей из инвестпрограммы пойдет на обеспечение безопасности железнодорожного транспорта. По словам премьера, правительству необходимо не только реализовать меры по техническому перевооружению транспорта, но и "обеспечить решение важнейших задач безопасности перевозок пассажиров и грузов".

    - Мы обязаны также обеспечить доступность оказываемых услуг для людей, повысить их качество, - отметил Зубков, пообещав, что все эти аспекты будут учитываться при корректировке инвестиционной программы.

    А вот размещать ценные бумаги (IPO) ОАО "Российские железные дороги" не спешит. Вопрос о первичном публичном размещении ценных бумаг может быть рассмотрен не раньше 2010 года, заметил замминистра транспорта. "Согласно существующему закону, компания не может проводить IPO. Но если все-таки будет принято решение о проведении, за этим последует долгая и сложная процедура внесения изменений в закон, - отметил Мишарин. - Кроме того, необходимо детально рассмотреть все плюсы и минусы проведения IPO РЖД и то, насколько это нужно делать".

    Поделиться