15.11.2007 04:00
    Поделиться

    Главный автоинспектор Виктор Кирьянов - о том, что нового ждет водителей на дорогах

    Главный автоинспектор Виктор Кирьянов начал инспекцию дорог, знаков и разметки

    Не хочешь, а нарушишь - примерно так до сих пор рассуждают многие водители, которых не остановило ужесточение наказаний на дороге.

    Однако, будучи остановленными за выезд на встречную полосу, они удивляются, что штрафом за подобное нарушение больше не отделаешься. А раз так серьезно ужесточается ответственность, то впору требовать наведения порядка на проезжей части.

    Этим решило комплексно заняться ГИБДД. Чем поможет профессиональный взгляд автоинспекторов на состояние асфальтового полотна, обоснованность знаков и разметки? Начальник департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Виктор Кирьянов рассказал корреспонденту "РГ", что нового ждет нас на дорогах.

    Отмена надуманных ограничений

    Российская газета : Сейчас за выезд на встречную полосу водителя лишают прав. Но сплошь и рядом на дороге вводится ничем не обоснованный запрет на обгон. И у человека за рулем остается плохой выбор - или ползти черепашьим шагом за медленной фурой, или рисковать правами, пересекая сплошную линию.

    Виктор Кирьянов : Сейчас мы ведем работу по снятию неправильно введенных ограничений. Если законодатель принял жесткую и безальтернативную меру для нарушителей, мы должны и к себе подойти так же жестко. Конечно, недопустимы ситуации, когда, например, на протяжении многих километров на узкой дороге нанесена сплошная линия даже на прямых участках с хорошей видимостью. Зачастую оказывается, что применение подобной разметки не вызвано необходимостью. Работа по устранению необоснованно введенных ограничений никогда не прекращалась. Но сейчас, в условиях новых законодательных норм, выявлению подобных случаев придается самое серьезное внимание. Министром внутренних дел даны соответствующие указания руководителям МВД, ГУВД, УВД по субъектам для наведения порядка в данном вопросе.

    РГ : Откуда такая разметка?

    Только с помощью инспекторов ГИБДД проблему безопасности дорожного движения не решить.Кирьянов : У нас ведь как: произошло ДТП на прямом участке дороги, связанное с выездом на встречную полосу, - наносят сплошную линию. Для чего? По стандарту нанесение сплошной линии разметки предусмотрено только на участках с ограниченной видимостью. Но если какой-то лихач выскочил навстречу близко идущему транспорту, из-за этого надо всем остальным запрещать обгон? Так этому лихачу и сплошная линия не помешает. А все остальные автолюбители будут страдать в хвосте у какого-нибудь трактора. Мы сейчас разбираемся с подобными ситуациями, проверяем дороги. И тут нам необходима помощь участников дорожного движения: пусть информируют местные органы ГИБДД, УВД, ГУВД, дорожные службы о таких ограничениях.

    РГ : Проводимые департаментом проверки дорог дают какой-то результат?

    Кирьянов : Судите сами, в течение двух лет мы обследовали автодороги "Каспий", "Дон", "Урал", "Крым", "Амур", "Уссури". Выявлено огромное количество нарушений требований, влияющих на безопасность дорожного движения. В результате сняты необоснованно введенные ограничения в движении, внесены соответствующие изменения в схемы разметки, ликвидированы дефекты дорожного покрытия.

    Перед тем как начать строить или реконструировать дорогу, необходимо обеспечить объезд этого участка. А у нас попросту ограничивают движение - это проще и дешевле. В результате на трассах создаются заторы, а вдоль дороги стоят люди с табличками, которые обещают за 200 рублей помочь объехать этот ремонтируемый участок. Раньше надзорная деятельность Госавтоинспекции при выявлении нарушений требований стандартов сводилась к выдаче предписаний и составлению протоколов в отношении мастеров и прорабов. Сегодня такие нарушения - это факты неисполнения законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения, о чем наши сотрудники сообщают в органы прокуратуры. Прокуратурой выносятся представления, возбуждаются дела об административных правонарушениях в отношении должностных лиц за нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог.

    РГ : А что изменится для водителей?

    Кирьянов : Мы добились того, чтобы при выполнении дорожных работ вопросы безопасности дорожного движения ставились бы на первое место. Уже в следующем году на той же трассе "Дон" вы не заметите тех ограничений, с которыми вам пришлось столкнуться в этом году. А ведь любое ограничение движения на трассе влечет за собой нарушения и необдуманные действия со стороны водителей. И в первую очередь надо так организовать движение, чтобы предотвратить саму возможность нарушения.

    Лихачи в прямом эфире

    РГ : Тотальное видеонаблюдение, которое стоит у вас в ближайших планах, станет такой профилактикой лихачества?

    Аварийное время.Кирьянов : Использование средств видеоконтроля, позволяющее перейти от субъективной оценки к объективной, будет способствовать профилактике правонарушений, сокращению количества конфликтных ситуаций при оформлении и последующем рассмотрении материалов в суде. В конечном счете - для нормализации отношений между инспектором и водителем. О применении в практике тотального видеоконтроля говорить еще рано. Но вопросы оснащения подразделений мобильными приборами фото- и видеофиксации уже решаются в рамках Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах".

    До 1 июля следующего только за счет средств федерального бюджета в 17 субъектах Федерации будет оборудовано около 500 зон контроля с использованием таких стационарных устройств. К тому же будет поставлено 360 передвижных комплектов данного оборудования.

    РГ : Камера фиксирует автомобиль, а не водителя. Кто будет отвечать?

    Кирьянов : С 1 июля 2008 года ответственность за правонарушения, зафиксированные в автоматическом режиме, будет лежать не на плечах водителя, а на владельце транспортного средства. Принятое в этой части решение законодательных органов мы считаем абсолютно правильным. Нет ничего противоестественного в том, что владелец автомобиля будет нести ответственность за свое решение о доверении другому лицу источника повышенной опасности. Тем более что в данном случае может быть применена санкция только в виде штрафа по минимальному пределу. Такая практика используется во многих странах, в частности во Франции.

    РГ : При создании такой системы западный опыт учитывался?

    Кирьянов : Конечно, сам факт принятия соответствующих изменений и дополнений в КоАП основан на положительном зарубежном опыте применения средств автоматической фиксации нарушений. При внедрении подобных средств учитываются технические решения, апробированные в ряде других стран. Это касается как самих приборов, так и вариантов их размещения. А также способов идентификации в условиях ограниченной видимости: с использованием фотовспышек спереди или сзади, инфракрасной подсветки. Не менее важны для условий эксплуатации в России такие факторы, как степень климатической и антивандальной защищенности.

    Наказания в три этапа

    РГ : Новые положения Административного кодекса изменят ситуацию на дорогах?

    Кирьянов : Как известно, новые нормы вступают в силу поэтапно: 11 августа этого года, с 1 января 2008 года и окончательно поправки в КоАП вступят в силу с 1 июля 2008 года.

    Мы не можем, конечно, сегодня в цифрах оценить влияние новых статей КоАП РФ на сокращение числа погибших и пострадавших на дорогах людей. Но то, что положительное воздействие будет, не вызывает никаких сомнений. Посмотрите сами: четыре года назад была принята безальтернативная санкция за управление автомобилем в нетрезвом виде. В итоге в течение четырех лет количество ДТП, совершенных пьяными водителями, неуклонно сокращается.

    РГ : Теперь и наказание за выезд на встречку - тоже без вариантов. Только лишение прав.

    Кирьянов : Да, с 11 августа вступила в силу статья, предусматривающая безальтернативную ответственность за выезд на встречную полосу дорожного движения, где это запрещено. По этой статье предусмотрено лишение права управления от 4 до 6 месяцев. И штрафом тут уже не отделаешься. Буквально на днях мы получили отчет: количество ДТП, связанных с выездом на встречную полосу, в третьем квартале этого года сократилось на 2,7 процента.

    Политика безопасности

    РГ : Недавно вы принимали участие в международном конгрессе. О чем шла речь?

    Кирьянов : В первую очередь о политике в области безопасности дорожного движения. Международный конгресс "Безопасность на дорогах ради безопасности жизни" прошел в Санкт-Петербурге. Там собрались законодатели, представители дорожных структур и полиции из 32 государств. Столь представительный форум собрался именно потому, что во всем мире понимают необходимость обеспечения дорожной безопасности. В реализации этой цели принимают участие не только политические структуры, но и научные организации. Форум приветствовал президент России, который отметил, что проведение столь значимого форума свидетельствует о стремлении наших стран к укреплению партнерских связей в сфере безопасности дорожного движения и обмену опытом.

    РГ : В чем заключается эта политика?

    Кирьянов : Проблема безопасности дорожного движения носит комплексный характер. Раньше она рассматривалась в плоскости плохой работы Госавтоинспекции. Что бы ни было: дороги в ямах - ГАИ виновата, плохо контролирует; пробки - ГАИ виновата, не организует движение. Сегодня очевидно, что высокая аварийность - это следствие не столько плохой работы сотрудников ГИБДД, сколько провалов в законодательстве, образовании, в медицинском обеспечении, в дорожной инфраструктуре, в понимании проблем безопасности дорожного движения в региональных администрациях.

    РГ : И, наверное, в отношении людей к правилам - и водителей, и пешеходов. По культуре поведения на дороге наши люди воспитаны хуже некуда.

    Кирьянов : Сегодня необходимо менять саму методику образования. Обучать детей правилам дорожного движения еще с детсадовского возраста. Менять систему подготовки водителей: зачем им задний мост в разрезе? Пусть лучше изучают, куда поворачивать руль в случае заноса, кому уступать дорогу и как это правильно делать. В области медицины необходимо организовать своевременное оказание помощи пострадавшим в ДТП, чтобы "скорая" приезжала к месту происшествия не через 3 часа, а максимум через полчаса.

    РГ : В условиях глобальной автомобилизации требуется, наверное, новый взгляд и на сами дороги.

    Кирьянов : В области строительства, реконструкции и содержания дорог у нас тоже большие пробелы. Сегодня всем очевидно, что темпы автомобилизации значительно превышают темпы роста дорожного комплекса. За 10 лет автопарк вырос многократно, а в плане дорог поменялось очень мало. Москва - вообще особый регион, но и она отстала в этой области, по признанию столичных властей, на 10 лет. Это десять лет назад нужно было заниматься тем, что сегодня только планируется.

    Большие беды малых дорог

    РГ : Подмосковная ГИБДД приводит такую статистику: у них от общего количества дорог только 5 процентов - это федеральные дороги. Но на них происходит 53 процента аварий!

    Кирьянов : Это объясняется высокой интенсивностью дорожного движения именно на федеральных дорогах. В Москве и Московской области от 50 до 70 тысяч единиц транспорта в сутки проезжает по каждой магистрали. И при этом на большинстве федеральных дорог нет технических условий для исключения некоторых факторов аварийности. Взять, например, проспект Мира или МКАД до реконструкции. Последнюю вообще "дорогой смерти" называли. Исключили встречный разъезд, поставили бетонные разделительные, и аварий стало меньше, и тяжесть их последствий снизилась. Надо понимать, что человеку свойственно ошибаться. И при организации транспортного процесса надо минимизировать влияние человеческого фактора. Разделять потоки встречного направления, строить многоуровневые развязки, чтобы транспортные потоки не пересекались.

    РГ : Есть федеральная целевая программа, благодаря которой смертность на дорогах к 2012 году должна сократиться в полтора раза. Однако программе уже год, а количество смертей только увеличивается. В чем дело?

    Кирьянов : Мы уже с вами проговорили все факторы, влияющие на дорожную ситуацию. Сегодня есть понимание необходимости решать проблемы безопасности на дорогах в правительстве. Выстроена вертикаль власти, распределены сферы ответственности, выделяются средства. Но, к сожалению, довольно сложно добиться такого же понимания у региональных властей. О каком понимании может идти речь, если региональные программы носят декларативный характер и не обеспечиваются ресурсами, если инспекторский состав ходит в ободранной одежде, а бензина на патрульные машины выделяется по пять литров на смену? О каком понимании здесь можно говорить? В ряде регионов 80 процентов светофоров выработали свой ресурс. А денег на их замену просто нет. В некоторых регионах нет даже денег на спецпродукцию, а именно на талоны техосмотра, на паспорта транспортных средств, свидетельства о регистрации, регистрационные знаки.

    РГ : И как с этим бороться?

    Кирьянов : Это дела прокуратуры: невыполнение местными властями требований федерального законодательства! И тут мы тоже нашли понимание. И эти дела постепенно решаются. Но проблема дисплинированности водителей до сих пор остается открытой. Взять, к примеру, ту же МКАД: встречные потоки разделены, развязки построены, организованы пешеходные переходы... и тем не менее ДТП с тяжкими последствиями там по-прежнему происходят. Значит, виной тому именно несоблюдение правил дорожного движения, скоростного режима и перестроения. И, по всей видимости, единственное, что может повлиять в данной ситуации, - это строгость законов и высокая мера ответственности.

    Поделиться