14.11.2007 04:10
    Поделиться

    Волгоградский комитет по защите прав потребителей взялся за строителей

    Комитет по защите прав потребителей обладминистрации нашел в действиях застройщиков жилых домов нарушение законодательства.

    Контролирующая организация намерена инициировать проведение проверок эксплуатирующих организаций, предоставляющих жителям вновь построенных домов коммунальные услуги. Подобная ревизия - ответ на многочисленные обращения граждан. Во­первых, на каком основании строительные компании через свои эксплуатирующие организации перекладывают бремя содержания коммунальной инфраструктуры построенного многоквартирного дома на потенциальных инвесторов, если еще не было документального оформления права владения собственностью. Кроме того, форму управления многоквартирным домом собственники еще не выбрали.

    - Когда застройщик заключает договор с потенциальными инвесторами (будущими жильцами) на строительство помещений, - рассказывает Зинаида Шух, - он обязан прописать, кто будет оплачивать техническое обслуживание дома, до того, как жильцы станут собственниками квартир. Застройщик может включить это в стоимость строительства квадратного метра, а может и не включать.

    Выбрав самостоятельно эксплуатирующую организацию, волгоградские застройщики, как правило, спешат обязать будущих собственников квартир заключить договоры на техобслуживание с эксплуатирующей компанией, которую выбрал сам застройщик. Но здесь возникает вопрос: на каком основании будущие жильцы заключают договоры от имени собственников, если они таковыми еще не являются (договор купли­продажи еще не оформлен), и оплачивают коммунальные услуги, тем более что бремя содержания коммунальной инфраструктуры застройщик мог включить в стоимость квадратного метра? Получается, что собственник жилого помещения может оплачивать коммунальные услуги дважды.

    Во­вторых, рассказывает Зинаида Шух, есть вопросы к законности действий эксплуатирующих организаций, которые не могут выступать в статусе управляющих компаний, если не были проведены собрания собственников. В¬третьих, почему при наличии приборов учета в жилом помещении собственников, которыми оборудованы практически все вновь построенные дома, указанные эксплуатирующие организации выставляют жильцам счета с начисленными авансовыми платежами без показаний приборов учета.

    - Ведь по действующему законодательству собственники жилого помещения обязаны заполнять платежные документы самостоятельно по показаниям счетчиков. А получается, что им навязаны авансовые платежи, - отмечает Зинаида Шух.

    По ее словам, после того как уполномоченными органами будут проведены проверки, комитет намерен инициировать процесс подачи исковых заявлений в суд в защиту неопределенного круга потребителей. Возможно, результаты проверки будут направлены и в прокуратуру.

    Однако представители эксплуатирующих организаций счи­тают, что желание комитета по защите прав потребителей доказать факт нарушения законодательства негативно отразится прежде всего на жильцах. По словам генерального директора одной из управляющих компаний в сфере ЖКХ Евгения Ананьева, между требованиями закона и реальным положением дел существует большой разрыв, то есть деятельность компаний в этой ситуации попросту не регулируется законом. В частности, поясняет Евгений Ананьев, при отсутствии эксплуатирующей организации дом попросту не сдадут в эксплуатацию.

    - Но если собственников квартир еще нет, управляющую компанию выбрать нельзя, как поступать застройщику? Естественно, он привлекает для обслуживания коммунальной инфраструктуры специализированную организацию и несет бремя по содержанию коммунальной инфраструктуры, - поясняет он.

    Другой пробел в законе: дом сдан, и жильцы уже проживают в квартирах и потребляют коммунальные услуги. Кто должен за них платить? Вероятно, сам жилец, однако свидетельство на право собственности еще не оформлено. "Как действовать застройщику в этом случае?" - задается вопросом Евгений Ананьев. Вместе с тем, что касается показаний приборов учета, то эксплуатирующие организации вынуждены просить жильцов подавать данные со счетчиков до 25 числа каждого месяца, поскольку если жильцы будут писать показания приборов непосредственно на квитанции, то сведения не попадут в эксплуатирующую организацию. Заставить жильцов регулярно подавать данные попросту невозможно. По мнению Евгения Ананьева, коммунальщики готовы изменить порядок своей работы, однако пусть власть укажет, каким образом это сделать, не нарушая прав организаций и потребителей.

    Между тем, спор коммунальщиков, застройщиков и потребителей может разрешить назначенная дата по выбору управляющих компаний - 1 мая 2008 года. Напомним, если жильцы не определятся, за них выбор сделают муниципалитеты. Однако и здесь ситуация складывается непростая. Недавно волгоградская облпрокуратура вынесла мэрии Волгограда представление, в котором опротестовала бездействие властей при проведении конкурсов по отбору управляющих компаний в сфере ЖКХ. Сейчас практически 90 процентов многоквартирных домов находятся под управлением МУ "ЖКХ" районов, причем подрядчиком у муниципалитета по техобслуживанию 70 процентов домов выступает всего лишь одна организация. Как будет решен вопрос, пока неизвестно, ведь до назначенной даты осталось совсем мало времени.

    Поделиться