31.10.2007 02:50
    Поделиться

    Алтайские философы размышляют об основах местного патриотизма

    Недавние торжества по поводу 70-летия Алтайского края стали хорошим поводом для размышлений об основах алтайского патриотизма и о наших перспективах.

    Мы все знаем с детства, что Алтай - это родина Василия Шукшина и Германа Титова, что алтайские рудники и заводы внесли весомый вклад в утверждение России как великой промышленной, а сыры и пшеница - как великой сельскохозяйственной державы. Мы знаем, что алтайские дивизии спасли Москву в 1941 году и что только у нас есть целебные озера, ленточные боры и памятники археологии, каких больше нет нигде в мире.

    Юбилей - повод сказать "спасибо" отцам и дедам, сохранившим для нас вековые леса и элитные черноземы, культурные традиции и нравственные устои жизни. И вот здесь самое время напомнить о тех краеугольных камнях нашего алтайского патриотизма, о которых часто забывают (а иногда и вовсе не знают), но которые дают твердые ориентиры на будущее, когда весь мир полон неуверенности, стоя на пороге радикальных перемен.

    Алтай - сердце евроазиатского континента, его биосферный, геополитический и геокультурный узел, куда испокон веков стремились немцы и англичане, американцы и японцы, китайцы и турки. Кто владеет Хартлендом - тот владеет всем миром. Этот старый тезис англо-американской, японской и турецкой геополитики сегодня проводится с железной последовательностью. Приведу свежий пример. В г. Ховде, столице Западной Монголии, сегодня активно работают японские, китайские, английские и немецкие преподаватели, ученые и бизнесмены. Одних американцев там сейчас около двух десятков, и уже открыт американский Культурный центр (на очереди - турецкий колледж и китайская ГЭС), а российского постоянного присутствии там как не было, так и нет. В этом центре мои коллеги-преподаватели недавно столкнулись с американцем, который, как выяснилось, отлично говорит по-русски и… занимается идеями евразийцев - течением русской общественно-политической мысли, которая рассматривает Россию как особую полиэтническую и поликультурную евразийскую цивилизацию, занимающую внутреннее континентальное пространство Старого Света между Востоком и Западом и призванную их объединить на новых и более справедливых устоях экономической и культурной жизни.

    В этом факте не было бы ничего удивительного, если бы евразийские идеи не играли цементирующей мировоззренческой функции в работе Международного координационного совета "Наш общий дом - Алтай", объединяющего исполнительные и законодательные органы власти приграничных территорий Алтайского региона. Те же евразийские идеи служат важным средством формирования единого научного и образовательного пространства юго-западной Сибири и Центральной Азии - процесса, который в последнее время получил название "Ховдского" и в котором ключевую роль играют вузы Алтайского края. Показательно, что основная идея "Ховдского процесса" - сотрудничество евразийских народов при сохранении своеобразия национальных образовательных систем, научных школ и культурных традиций в условиях глобализации.

    Словом, Алтай сегодня - форпост борьбы России за сохранение статуса великой евразийской державы, в котором некоторые страны ее видеть упорно не желают. Отсюда каждый подготовленный в наших алтайских вузах китайский, казахский и монгольский студент, каждый визит наших делегаций в ту же Западную Монголию - это прямой вклад в укрепление национальной безопасности страны и в формирование будущего евразийского содружества народов. Об этом должны помнить не только вузовские работники, но и политики, предприниматели, руководители туристических фирм.

    Однако гордость за наш край имеет и иные веские причины. В сущности, Алтай - это все евразийское пространство в миниатюре. Здесь присутствуют все его ландшафтные зоны от тундры до пустынь, от гор до низменностей с соответствующими образцами флоры и фауны, но только развернутые не в горизонтальной, а в вертикальной плоскости, учитывая горную поясность. Географы и геологи, приезжающие на Алтай, поражаются этому разнообразию. Более того: на Алтае мирно сосуществуют все мировые религии, соседствуют практически все этнические группы Евразии от эстонцев и украинцев до татар и ойратов. И это на фоне эскалации религиозной и этнической нетерпимости в других регионах Земли, включая "толерантную" Европу.

    А ведь наш край - это еще стратегические запасы первосортного биосферного сырья от целебных вод, глин, трав и ягод до экологически чистого мяса, рыбы и сыра. Все это создает прекрасные возможности и для всех видов туризма, и для комплексного оздоровления населения России (тех же промышленных зон Урала и Кузбасса). Ясны также перспективы производства в крае экологически чистой продукции животноводства и растениеводства при их активной международной экологической сертификации и рекламе. По признанию самих западных специалистов, их больше всего беспокоит широкое присутствие на мировых рынках качественной российской сельскохозяйственной продукции, учитывая истощенность естественного производительного потенциала европейских полей и пастбищ.

    Крестьянский и природо-охранный виды труда в Алтайском крае должны стать самыми престижными и почетными в современную эпоху глобального экологического кризиса. Именно они сохраняют и преумножают естественные основы жизни. Без автомобилей, компьютеров, банков и парламентов прожить худо-бедно можно, а вот без воды, воздуха и качественных продуктов питания прожить нельзя и дня. Если уж использовать современную терминологию, то мы абсолютно конкурентоспособны в XXI веке. Просто надо, забыв про партийные розни и сугубо частные жизненные интересы, всем миром бороться против несправедливых правил мировой финансово-экономической игры, где в наиболее выигрышном положении оказываются крупные политические, деловые и финансовые центры, не производящие жизненно необходимых ценностей; а в наихудшем - горные и аграрные регионы Земли, обеспечивающие устойчивость биосферы, производство качественных продуктов питания и сохранение традиционных культурных ценностей.

    Если же мировую экономику и финансы удастся повернуть в рациональное русло, а наши природные и культурные сокровища сохранить и преумножить, то тогда есть реальная надежда на то, что сбудутся слова В.И. Вернадского, сказанные в далеком 1918 году: "По мере того, как начинается правильное использование наших естественных производительных сил, центр жизни нашей страны будет все более передвигаться, как это давно уже правильно отметил Д.И. Менделеев, на восток, - должно быть в южную часть Западной Сибири. Россия во все большей и большей степени будет расти и развиваться за счет своей Азиатской части, таящей в себе едва затронутые зиждительные силы".