26.10.2007 23:00
    Поделиться

    Римский кинофестиваль ждет решения жюри

    В субботу зрительское жюри 2-го Римского фестиваля объявит вердикт. Предсказать его невозможно, да и не нужно: конкурс здесь штука почти лишняя. Смысл мероприятия - снова приучить публику ходить в кино.

    Фестиваль объявил, что продано рекордное число билетов - 48 тысяч. Если вдуматься - немного. Но в Риме много кинотеатров закрыто за ненадобностью. Рядом с Виа Венето, где Феллини снимал "Сладкую жизнь", чернеет остов знаменитого "Риволи", "кинотеатра великих фильмов", напоминая о былом буме. И сам факт, что школьников колоннами ведут смотреть живые звуковые картинки, пробуждает надежды. У школьников пытливые глаза, они с равным энтузиазмом впитывают и хорошее кино, и муру, но Феллини для них - лишь название римской площади.

    Этот фестиваль, где нет такого сборища ядовитых критиков, - удобный полигон и для возвращения мастеров в строй. После десятилетнего отсутствия вернулся Коппола - я уже писал о его "Юности без юности". После многих лет неудач хочет вернуть успех 83-летний Сидни Люмет ("12 разгневанных мужчин"), но его драма "Прежде чем дьявол узнает, что ты умер" вышла натужной - несмотря на старания таких актеров, как Этан Хоук, Филип Сеймор Хоффман и Алберт Финни.

    Эта история братьев, грабанувших родительскую ювелирную лавку и ненароком истребивших свою маму. Братья надеются, что родители получат страховку, вызвавший полицию отец понятия не имеет, что убийцы жены - его детки.

    Сюжет закручен лихо. Но мы и по нашему новейшему кино знаем, что талант вранья не прощает. Вот и Люмет суетится, прибегает к модному приему с флэшбеками, заманивает обнаженкой, но это не делает картину ни правдивей, ни современней. Ее демоническое название взято из ирландского тоста: "Чтоб мы оказались в раю за полчаса до того, как дьявол узнает, что мы умерли!"

    В сносной форме предстал Дарио Ардженто. Мастер ужасов завершил свою тридцать лет назад начатую трилогию о ведьмах ("Саспирия" и "Инферно") картиной "Матерь слез". Все происходит в Риме, и события вращаются вокруг средневековой урны, погребенной в церковной земле. Нашедший урну поп отправит ее в музей, и пока стажерка Сара в ней разбирается, злые силы пробудятся от сна.

    Потревоженная Матерь Слез будет мстить так страшно, что картину здесь показывали после полуночи. Это опять семейное предприятие: папа Ардженто снял дочку Азию в роли студентки-реставраторки, оказавшейся в пекле дьявольских козней. Задействованы сверхъестественные силы, обезьянка и лесбийская любовь. Абсолютнейший трэш, цистерны крови, нервов щекотанье, но мороз по коже ползет, что и требовалось. Единственное, что слегка отдает искусством, - сатанинский саундтрек Клаудио Симонетти, вызывающий ностальгию по эпохе "Оменов".

    Хозяева поля - итальянцы - пребывают в затяжном кризисе: смежившие очи гении ровно ничего не передали им по наследству. Участвующий в конкурсе дебютант Сильвио Сольдини показал картину столь безликую, что зал опустел через полчаса, - семейную драму "Дни и облака".

    Светит ли приз нашему "Монголу"? Рад буду ошибиться, но боюсь, что нет. Римские газеты картину не заметили, на пресс-конференцию пришло человек пятнадцать. И то сказать: перед величием двухтысячелетней Римской империи Чингисхан - молокосос.

    Поделиться