25.10.2007 03:45
    Поделиться

    Калининградский офицер 12 лет живет в аудитории расформированного военного училища

    Подполковник запаса Намик Мовсумов имеет право на жилье, гарантированное Конституцией РФ и подтвержденное постановлением Конституционного суда. Но самого жилья не имеет - это право много лет не признают ни чиновники, ни местные суды.

    Уже двенадцать лет подполковник живет в одной из аудиторий учебного корпуса расформированного Калининградского военно-авиационного технического училища. Намик Мовсумов был уволен в запас в 1994 году  в должности старшего преподавателя училища. В это время ВВС в Калининградской области были расформированы. Всем уволенным преподавателям пообещали квартиры, однако жилье получили буквально единицы.

    Мовсумов еще несколько лет постоял в очереди, пока ему не объяснили, что рассчитывать не на что. Перспектива решения квартирного вопроса появилась с выдачей ему государственного жилищного сертификата. Но и тут ничего не вышло. Цены на жилье оказались гораздо выше указанной в сертификате суммы.

    Все это время офицер, проживший в Калининграде большую часть своей жизни, ходил по инстанциям и доказывал свое право на жилье через местные суды. Надежда появилась в апреле этого года, когда Конституционный суд признал за бывшими военными, уволенными из армии до 1 января 2005 года, право получить взамен сертификата "натуральное" жилье. Но и это подполковнику Мовсумову не помогло. На очередную просьбу в правительство области рассмотреть его вопрос в связи с новыми обстоятельствами ему ответили, что переписка с ним закончена.

    Городские власти оказались полюбезнее. Председатель Калининградского горсовета депутатов разъяснил, что принять меры они могут только после внесения на основании постановления суда изменений в федеральное законодательство. По той же причине ему было отказано в иске и судом, который сослался еще и на то, что Мовсумов не значится в числе граждан, указанных в постановлении Конституционного суда.

    - Закон есть, но никто его не хочет исполнять, - горестно разводит руками Намик Мовсумов. - Получается, что суды и чиновники отказывают мне по формальным основаниям. Есть Конституция, есть постановление Конституционного суда, я право на жилье имею, но только после внесения изменений в законодательство. Мне 60 лет, я болен, вряд ли у меня хватит сил и здоровья дождаться, пока российские депутаты обратят внимание на проблемы таких граждан, как я, и выступят с законодательной инициативой. Моих 12 тысяч рублей - зарплаты преподавателя и пенсии - явно не хватает, чтобы взять ипотечный кредит. Кстати, такой вариант решения жилищного вопроса  - как в насмешку - мне предложили в правительстве области.

    Тогда корреспондент "РГ" решил взять дело в свои руки. Я отправилась с прошением на имя главы государства в приемную администрации президента РФ. Один из советников президента Иван Мартыненко целый час знакомился с накопленной за эти годы перепиской Мовсумова с местными органами власти и судебными решениями.

    - Надо же - сколько отписок из правительства области, - удивился он. - Мы пошлем туда запрос с контролем. Этот вопрос должны решать все-таки местные органы власти.

    Пока же Намик Мовсумов продолжает жить в режиме ожидания ответов на обращения, посланные в Конституционный суд и областное правительство. Правда, надежды с каждым годом становится все меньше.

    комментарий

    Светлана Котельникова, адвокат, юрист консультации Октябрьского района Калининграда:

    - Если бы не было этого постановления Конституционного суда, то шансы решить свой жилищный вопрос у Намика Мовсумова практически равнялись бы нулю. Но вот появился важный документ, который четко расписывает ситуацию, аналогичную той, в которой оказался наш подполковник. Тем не менее, постановление составлено так, что не дает возможности другим военнослужащим, уволенным в запас до 2005 года, требовать на его основании решения их жилищного вопроса. Фактически они должны самостоятельно повторить путь тех пяти человек, которые в свое время обратились в Конституционный суд. Получается, что требовать что-либо вообще не с кого, поскольку механизм решения этого вопроса в федеральном законодательстве не прописан. Не знаю, что в данном случае будет быстрее для Намика Мовсумова: обращаться за защитой своих прав в Страсбург или ждать аналогичного решения Конституционного суда.

    Поделиться