18.10.2007 03:40
    Поделиться

    Правозащитник жестоко избит в екатеринбургском райотделе милиции

    Автомобилисты Екатеринбурга и других городов готовят акцию протеста против действий милиции, в результате которых пострадал один из активистов Комитета по защите прав (КЗПА) этой части населения. Он был избит в Чкаловском РУВД.

    Кирилл Форманчук, подвергшийся избиению в камере райотдела милиции, стал широко известен среди водительской общественности как "Медвед" из-за одноименной таблички на месте регистрационного знака своего авто. В ноябре прошлого года он был остановлен инспектором, который потребовал снять с машины декоративный знак. Водитель воспротивился, поскольку правилами подобное не запрещено: на машине были транзитные номера. Разбирательства закончились тем, что автовладелец оказался в Чкаловском РУВД. Как рассказал он тогда корреспонденту "РГ", чтобы припугнуть, его посадили в камеру к задержанным за убийство. Однако активист не сдался и начал судебное разбирательство с милиционерами, которое все еще продолжается. И вот новое происшествие, и снова - в Чкаловском райотделе.

    Почему Форманчук оказался там? Как он рассказывал до ЧП, ему потребовалось поставить на учет в УГИБДД свой новый автомобиль. Но сделать это не удалось. По словам активиста, сначала инспекторы заявили, что подделан паспорт технического средства, затем, что владелец авто уклоняется от службы в армии и повезли его (в служебной машине начальника УГИБДД, как утверждает Кирилл) в Чкаловский райвоенкомат. Там к нему претензий не имели и отпустили восвояси. Однако автомобиль на учет все равно не поставили, сославшись на то, что документы где-то затерялись. Когда автовладелец снова явился в ГИБДД, его опять повезли в Чкаловский РВК.

    Здесь версии расходятся. Кирилл утверждает, что, как всегда в подобных ситуациях, пытался записать разговор на видеокамеру, в чем ему отказали. Тогда он включил камеру сотового телефона. Военкому и его подчиненным это не понравилось, в результате произошла потасовка, в которой защитнику автомобилистов надавали тумаков и разбили телефон. Представители военкомата в свою очередь утверждают: посетитель первым напал на военных, пытаясь вырвать розыскное дело. Истину должны установить органы прокуратуры, куда адвокат Форманчука подал заявление с требованием разобраться в случившемся. То же предстоит сделать и в отношении сотрудников Чкаловского РУВД, куда общественника доставили после инцидента в военкомате. Он оказался в камере с семью задержанными, которые ночью жестоко избили Кирилла. По версии его родных и друзей, били несколько часов, но на крики о помощи дежурные по РУВД не реагировали и в течение почти 12 часов не разрешали обратиться за медицинской помощью. В больницу избитого привезли без сознания, с сотрясением и отеком мозга, зато без зубов.

    Друзья Кирилла усматривают здесь месть руководства ГИБДД за принципиальность, ведь он в течение только одного месяца отправил множество жалоб на действия сотрудников Госавтоинспекции. Некоторые факты стали известны в федеральном Департаменте дорожного движения, и свердловскому "гаишному" начальству, видимо, досталось на орехи. В УГИБДД заявляют, что к избиению водителя отношения не имеют, идет операция "Уклонист", и инспекторы действуют согласно установке сверху - проверяют всех молодых людей.

    Формально они правы. Как и военком, который запретил снимать разговор на видео, поскольку военкомат согласно закону является территорией воинской части, а здесь действуют особые требования к съемкам. Как нам удалось выяснить, у Кирилла в пятницу закончилась отсрочка от службы в армии. Скрываться он не пытался, иначе бы не приехал в ГИБДД. Формально правы и сотрудники Чкаловского РУВД, которые имеют право задержать распоясавшегося гражданина. Все правы, непонятно лишь, почему правота достигается с помощью мордобоя и "прессования". Или таковы "расценки" за удовлетворение чьих-то амбиций?

    В январе, после очередного конфликта Форманчука с дорожными инспекторами, "РГ" рассказала на странице "Урал" о конфликте инспекторов и правозащитников. Тогда мы сделали вывод о том, что в нем больше виноваты сотрудники ГИБДД. Хотя бы потому, что облечены властью и обязаны соблюдать закон в отношении любых его нарушителей. Прошли времена, когда милиционер прав был только потому, что при погонах.

    Теперь правозащитники в нескольких городах страны готовят акцию протеста против действий екатеринбургских милиционеров. К участникам акции присоединятся и те, кто критиковал Кирилла Форманчука за его чрезмерную задиристость в отношениях с ГИБДД. Они полагают, что выйти на улицы надо в любом случае, иначе сотрудники милиции в своей безнаказанности могут зайти еще дальше. Хотя куда уж дальше.

    Поделиться