12.10.2007 03:38
Поделиться

Антимонопольная служба Ростовской области выясняла, почему дорожают продукты

В Ростовской области началось масштабное обследование предприятий розничной торговли. Главная его задача - выяснить, что стоит за резким повышением цен на продукты питания: объективные причины или желание предпринимателей заработать "под шумок".

На днях корреспондент "РГ" в одном из ростовских магазинов стала свидетелем сцены, когда разгневанная покупательница высказывала, что уже третий пакет купленного ею молока оказывается прокисшим:

- Может, вы специально товар на складе держали, пока на него цена не подскочит, а теперь, когда все вон как подорожало, скисшим торгуете.

Подорожали в первый осенний месяц на Дону действительно многие продукты питания, и подорожали солидно. В сентябре стоимость самых популярных у населения товаров "подросла" на 20-30 процентов. К примеру, яйца куриные в среднем на 23 процента, а в Ростове вообще на 32,1 процента; масло подсолнечное - на 24,9 процента, сыры сычужные - на 18,1 процента. А по некоторым сортам цена и вовсе взлетела на 70-100 процентов. Тенденция эта оказалась общероссийской, и причины резкого роста цен вроде бы объективные. Самой главной во всеуслышанье было названо засушливое и неурожайное лето. Так, росту цен на подсолнечное масло способствовало снижение урожайности подсолнечника, а яйца, мясо кур и молоко подорожали из-за растущей цены на зерновые. Тут еще и Евросоюз - крупнейший поставщик молочной продукции отменил экспортные дотации, взвинтив тем самым цену на импортное масло и сыры, а их доля на отечественном рынке, по экспертным оценкам, - 66 и 85 процентов соответственно.

Искусственно сдерживать рост цен невозможно. По словам заместителя начальника управления потребительского рынка товаров и услуг минэкономики Ростовской области Андрея Иванова, фиксированная торговая наценка в розничных сетях сейчас отсутствует, предприниматели формируют цены, исходя из сложившихся на данный момент рыночных. Законодательно торговая наценка также никак не ограничивается. Вместе с тем Андрей Иванов считает, что руководители розничных сетей этим вовсе не злоупотребляют, а даже напротив:

- Чтобы хоть как-то компенсировать резкое повышение отпускных цен на продукты питания, многие крупноформатные и сетевые предприятия сдерживали их за счет уменьшения своей планируемой маржинальной доходности. Например, в одной из торговых сетей наценка на молочную продукцию до сентября составляла 7-15 процентов, сейчас же это 3-10 процентов.

Руководитель пресс-службы УФАС Игорь Артемьев, комментируя начало масштабного расследования некоторых товарных рынков, пояснил, что "подорожание произошло по объективным причинам, однако были установлены случаи, когда компании придерживали товары, создавая искусственный дефицит и ожидая их переоценки". В "зоне особого внимания" уже оказались девять российских регионов. Среди них и Ростовская область. В разговоре с корреспондентом "РГ" заместитель руководителя УФАС по Ростовской области Олег Лакота сообщил, что сейчас донским предприятиям розничной торговли рассылаются запросы с целью выяснить, что послужило причиной для повышения цен на продовольственные товары в той или иной розничной сети. На основе полученных данных сотрудники управления и будут выяснять, какое звено в сети "производитель - поставщик - розница" оказалось самым "дорогим".

Комментарий

Александр Родин, руководитель областной ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств:

- Сельхозпроизводители в этом году действительно подняли цены на производимую продукцию в сравнении с прошлым годом. Но они были вынуждены это сделать, чтобы хоть как-то развивать предприятия, обновлять технику. Ни о каких их сверхприбылях говорить вообще не приходится, так как засуха очень большой урон нанесла урожаю. В результате отпускные цены действительно выросли, но крестьяне за этот счет уж точно не обогатились, и население, в конечном счете, получило рост цен в рознице. Этого бы не случилось при достаточных объемах государственных субсидий, выделяемых селянам, как это происходит сейчас во всем мире. У нас это тоже есть, но субсидирование идет по отдельным направлениям: на ГСМ или удобрения, и бюджетных денег пока явно недостаточно.

Кстати

На Кубани за сентябрь подорожали на 25 процентов молочные продукты, на 40 процентов - яйцо и почти в полтора раза - подсолнечное масло. Чтобы стабилизировать цены, краевые власти намерены предоставить в розничную сеть перечень товаров с социальной ценой и установить максимальную торговую наценку на продукты в 25 процентов. Директоров магазинов проинформируют о том, что им будет грозить за превышение этого порога.