12.10.2007 05:20
    Поделиться

    В России появилась еще одна госкорпорация "Росатом"

    Вчера депутаты Госдумы дали путевку в жизнь еще одной государственной корпорации. В первом чтении были приняты два президентских законопроекта, которые станут правовой основой для создания "Росатома".

    Руководитель Федерального агентства по атомной энергии Сергей Кириенко объяснил народным избранникам, зачем это нужно. Он напомнил, как президент сформулировал задачу в своем Послании: "Предлагаю создать специальную корпорацию, объединяющую предприятия атомной энергии и промышленности. Она будет работать на внутреннем и внешнем рынке, а кроме того, решать задачи обеспечения интересов государства в сфере обороны". Главная цель создания корпорации, заметил Кириенко, - это обеспечение единства управления всех сегментов атомной отрасли Российской Федерации. Круг вопросов, которыми будет заниматься "Росатом", "взаимодействуя с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти", очень широкий. Это и безопасность ядерных и радиоактивных веществ и установок, и поддержание и развитие ядерного боезапаса, обеспечение его безопасности, охраны и антитеррористической устойчивости, контроля за проведением ядерных испытаний за рубежом. "Росатом" будет осуществлять госконтроль и в то же время являться "единственным исполнителем государственного оборонного заказа" в своей сфере деятельности. В него войдут предприятия и организации ядерно-оружейного и ядерно-энергетического комплексов, предприятия ядерно-радиационной безопасности, научные организации и образовательные учреждения по подготовке и переподготовке кадров. Предполагается трехлетний переходный период в создании госкорпорации. "Торопливости и суеты здесь быть не должно", - считает Кириенко. Для контроля за деятельностью "Росатома" предусмотрено два контролирующих органа, не считая того, что корпорация естественно попадает под полный контроль всех действующих органов госконтроля, включая Счетную палату. Будут созданы ревизионная комиссия и служба внутреннего аудита. Должностные лица госкорпорации обязаны будут хранить государственную тайну и нести такую же уголовную ответственность за любые действия или бездействие, как госчиновники. Нарисованные Сергеем Кириенко перспективы, видимо, не произвели должного впечатления на думских коммунистов. Анатолий Локоть, сославшись на свое общение с руководителями предприятий отрасли, сделал вывод, что они "в большинстве своем не поддерживают" концепцию представленного Кириенко законопроекта. Коммунисты высказывали сомнение, действительно ли атомная отрасль останется под контролем государства. У вице-спикера Сергея Бабурина в целом концепция законопроекта вызвала "позитивное отношение". Но и он сомневался, действительно ли государственный контроль в будущем над этой структурой сохранится или создание "Росатома" - "это один из этапов по демонтажу государственного присутствия в отрасли". Сергей Кириенко с присущим ему оптимизмом заверил депутатов, что жесткое закрепление государственного контроля в атомной отрасли и является одной из основных целей будущего закона. "Поэтому, - сказал Кириенко, - и выбрана такая организационно-правовая форма - не акционерного общества, даже на 100 процентов государственного, где всегда есть некоторый риск, что произойдет с этими акциями в дальнейшем, а госкорпорации, которая создается только законом, может быть ликвидирована или реорганизована только законом, а не указом президента, не постановлением правительства". Вице-спикер Владимир Жириновский задал докладчику провокационный вопрос: "Сколько Россия заработала на ввозе ядерных отходов в нашу страну?" Сергей Кириенко подвоха не заметил и подробно стал объяснять депутатам, почему нельзя на этом заработать ни копейки, и вообще, почему нельзя ввозить в нашу страну чужие радиоактивные отходы - небезопасно с экологической точки зрения. Поскольку совершенной технологии переработки радиоактивных отходов в мире нет, все равно какое-то количество вторичных отходов приходится захоронить. И эта стратегия - "долговременного контролируемого хранения" - самая правильная. Позже Кириенко уточнит, что имел в виду отработанное ядерное топливо. И заверит депутатов, что "сегодня в России хранится и перерабатывается только то отработанное топливо, которое было произведено в самой Российской Федерации. Это вопрос уже наших обязательств по режиму нераспространения. Если мы создали делящийся материал, мы должны вернуть его к себе обратно. Никакого чужого мы не ввозили и не собираемся ввозить. Зарабатывать на этом было бы кощунственно". Сергей Кириенко сообщил думцам, как будет развиваться отрасль под крылом "Рос-атома" на много лет вперед - до 2015 года уже известен каждый объект строительства и полностью расписано финансирование. Есть генеральная схема до 2020 года, которая предполагает строительство 26 новых атомных энергоблоков. Сейчас разрабатывается программа до 2030 года. Депутатам "Справедливой России" виды на будущее понравились, да и законопроект им показался хорошо подготовленным. "Фракция, безусловно, поддерживает создание корпорации, которая позволит более системно и более последовательно развивать это направление", - заявил депутат Рубен Бадалов. Сергей Чаплинский "Родина - Патриоты России" также заметил, что в законопроекте заложены "хорошие предпосылки для развития отрасли", и выразил пожелание, чтобы им соответствовали и хорошие средства на строительство новых энергоблоков. Валентин Иванов, депутат "Единой России" с сорокалетним стажем работы в атомной отрасли, готов был поспорить со всеми, кто против этого закона. Закон, по его словам, впервые решает те проблемы, которые не были решены даже в Советском Союзе, когда вся деятельность министерства среднего машиностроения и минатома определялась постановлениями правительства. А теперь предполагаются и законодательно утвержденные фонды.

    Коммунисты явно оставались в меньшинстве, но депутат фракции КПРФ Владимир Кашин продолжал настаивать на том, что законопроект "сырой и опасный", он в ряду тех, что "ставят под угрозу нашу национальную безопасность". "Мы не видим самого главного - связанного с финансированием военного комплекса. Не просматривается приоритетность тех составляющих, которые обеспечивают нашу безопасность. Непонятно, как мы будем конкурентоспособны", - перечислял Кашин претензии к законопроекту, а потом сделал неожиданный вывод: "Такой закон грозит дефолтом всему атомному комплексу. А дефолт мы уже проходили под руководством Кириенко и знаем, что это такое". На эту реплику Сергей Кириенко никак не отреагировал, но признался, что был удивлен, что фракция КПРФ, которая, по словам Кириенко, казалось бы, первой должна была поддержать законопроект, отказалась участвовать в голосовании. (Законопроект в первом чтении поддержали 360 депутатов.) "Может, коллеги не успели прочитать законопроект", - предположил Кириенко. И рассказал, как "Росатом" поможет конкурентоспособности отрасли: "В ближайшие 20-25 лет в мире будет построено около пятисот атомных энергоблоков. Это огромный рынок. И у нас есть серьезное конкурентное преимущество. Конечно, если есть выбор - продавать атомную станцию или продавать готовую электроэнергию, лучше продавать готовую энергию. Но продавать электроэнергию из России в Латинскую Америку или в Индию нет возможности. Затраты на линии передачи, потери на эту передачу будут огромные. Конечно, в этом случае конкурировать можно за счет того, чтобы выигрывать тендеры, как это произошло в прошлом году в Болгарии, где по современным требованиям Евросоюза российские атомщики выиграли тендер, доказали, что наши атомные станции являются лучшими, соответствующими всем современным мировым требованиям безопасности и качества. Мы строим сейчас там атомную станцию. И этот способ вынести российскую продукцию на внешний рынок обеспечит заказы для российской промышленности, обеспечит деньги на развитие российской науки. Я считаю, что российская атомная отрасль будет конкурировать везде, где есть открытый рынок. А создание корпорации как единой системы управления наши конкурентные преимущества и наши возможности для победы в этой конкуренции существенно увеличивают".

    Поделиться