Поделиться

    Крейсер "Адмирал Горшков", который переоборудуют для ВМС Индии, может вернуться в состав российского флота

    Вчерашний приезд главы военного ведомства России в Северодвинск не только заставил поволноваться руководителей двух крупнейших оборонных верфей - Севмаша и "Звездочки", но и привлек к себе острое внимание руководства ВМС Индии и, конечно, индийского военно-морского атташе в Москве. А причина в том, что Россия оказалась перед выбором: уступить Дели переоборудованный авианосец по цене чуть выше морозильного траулера или расторгнуть убыточный контракт, а корабль вернуть российскому ВМФ.

     

    Время и место для такого разговора выбраны не случайно: ФГУП "ПО Севмаш" по сути должен стать точкой консолидации для Северного центра судостроения и судоремонта, который планируется создать в рамках Объединенной судостроительной корпорации. Но это одна причина, другая - положение дел на самом Севмаше, где сейчас ведется серийное строительство атомных подводных лодок четвертого поколения - в частности, стратегических ракетных крейсеров по проекту 955 "Борей".

    15 апреля нынешнего года из стапельного цеха выведен головной корабль этого проекта - "Юрий Долгорукий". Событие широко и громко освещалось, кое-кто поторопился "Долгорукого" не только на воду спустить, но и в боевой состав зачислить. Увы! Пока что этот корабль на воду не спущен - на нем завершаются достроечные работы...

    О том, что еще обсуждали министр обороны и его спутники на Севмаше, можно догадаться по скупым сообщениям пресс-службы. На заводе завершен восстановительный ремонт многоцелевой АПЛ проекта 971 "Пантера", предстоят ее испытания в море. Здесь же проходит ремонт крупный надводный корабль - атомный ракетный крейсер "Адмирал Нахимов". Но самая острая тема - это, без сомнения, ситуация с крейсером "Адмирал Горшков".

    По контракту, подписанному в Дели три года назад, на Севмаше его должны отремонтировать и переоборудовать в современный авианосец для ВМС Индии. И срок уже не за горами - 2008 год. Однако в мае нынешнего года экспертная группа Роспрома выдала официальное заключение, что для "окончания среднего ремонта ТАВРК "Адмирал Горшков" и его переоборудования в авианосец по проекту 11430" не хватает 333,3 млн долларов. А по собственным оценкам заводских экономистов, фактические затраты могут оказаться в 2,5 раза выше того, что заложено в контракте (по неофициальным сведениям, более 600 млн долларов).

    Индийская сторона к такому повороту событий оказалась не готова и не спешит соглашаться на увеличение цены. Однако новый гендиректор Севмаша Николай Калистратов в своих аргументах тверд.

    - В Северодвинске не первый год ремонтируют для Индии дизельные подводные лодки. Этой осенью сдаем четвертую. Водоизмещение их известно - 2300 тонн, объем наших трудозатрат с заказчиком согласовывается и находит отражение в цене контракта. Не открою большой тайны, если скажу, что за одну индийскую лодку "Звездочка" получает около 100 миллионов долларов, - подводит "базу" мой собеседник. - Теперь посмотрим на "Горшкова". Водоизмещение - 45 тысяч тонн, то есть почти в двадцать раз больше. А работы на нем ничуть не проще, скорее наоборот.

    И если наши индийские визави наотрез откажутся пересматривать условия контракта, им вполне могут предложить неустойку. А переоборудованный корабль вернут в боевой состав российского флота.

    Поделиться