09.10.2007 03:34
    Поделиться

    Олег Хороший: "Крупный бизнес не платит по-крупному, малый - понемногу"

    Олег Хороший переехал из Москвы только 1 августа, но уже очень уверенно произносит: "У нас в Челябинске…" Третий месяц он объезжает инспекции в городах и районах, встречается с коллегами - руководителями подразделений федеральных органов власти, отраслевыми министрами. Каковы первые впечатления от области и рабочие планы, Олег Хороший рассказал журналистам "Российской газеты".

    Российская газета: Олег Давыдович, скажите, кто-то из руководителей крупных предприятий уже приходил к вам знакомиться?

    Олег Хороший: Из крупных - никто.

    РГ: Чувствуют себя очень уверенно, либо вы создали себе такой имидж, что знакомься, не знакомься - платить все равно придется?

    Хороший: Платить придется - это однозначно. Я вполне контактный человек и готов общаться, но для получения преференций приходить бесполезно. Я сейчас знакомлюсь с областным руководством - администрацией, отраслевыми министерствами, с руководителями федеральных ведомств, потому что мне с ними придется взаимодействовать. А с предприятиями у нас разные цели и задачи. Их задача - зарабатывать как можно больше прибыли и все, что положено, отдать в бюджет. И все! У меня к ним претензий не будет.

    РГ: Многие главы регионов, в частности у нас в УрФО, заявляют, что у них есть проблемы в связи с тем, что крупные предприятия имеют производственные мощности на территории региона, а зарегистрированы в столице или в где-то еще. А как у них с уплатой налогов?

    Хороший: Налоговое законодательство изначально ориентировано на то, чтобы налоги платились по месту деятельности предприятия. Тот же ММК, если даже зарегистрируется в Москве, основной налог на прибыль все равно будет платить в областной бюджет, потому что все производственные мощности на нашей территории и работники проживают здесь же. Но я согласен, проблема здесь есть. Пока все, что мы можем сделать - отслеживать плательщика, если он у нас "прыгает" из одной инспекции в другую. Считаю, надо ужесточить порядок регистрации, но одновременно не мешать добросовестным налогоплательщикам формировать свой бизнес более эффективно. На сегодня это все очень либерально построено.

    РГ: Кого вы считаете наиболее злостными неплательщиками налогов? Какие сферы более достойны вашего внимания?

    Хороший: Все достойны внимания. Крупный бизнес если не платит, то помногу, малый - меньше по объему. К сожалению, сегодня крупный бизнес позволяет себе всевозможные схемы выкачивания средств, причем пытается это делать формально в соответствии с законом, а по существу - незаконно. Пример ЮКОСа очень показателен. В его случае арбитражный суд наконец-то сказал: мы не будем смотреть, как бумажки оформлены, мы будем смотреть по существу. А по существу ЮКОС занимался не тем, что декларировал. Этим занимались многие, но перестали после того, как государство проявило жесткость.

    В настоящее время вызывает опасение дробление бизнеса - создание небольших зависимых предприятий с целью уйти на спецрежим, где меньше налоговая нагрузка. Формально, в данном случае, это тоже законно, а по существу можно говорить о получении необоснованной налоговой выгоды. На мой взгляд, здесь есть недоработки законодателя. Мы должны быть лояльны к малому бизнесу, но в части ведения учета и требований к отчетности. Сегодня получается, что там меньше налоговая нагрузка и крупному бизнесу интересно переводить свои производства в небольшие предприятия. Это не делается ни в каком нормальном экономическом сообществе. Поэтому при предоставлении соответствующих налоговых льгот всегда надо смотреть, какие будут последствия.

    РГ: Губернатор области ставит задачу - развивать малый бизнес дальше. Какова ваша роль в этом процессе?

    Хороший: По-моему, для развития малого бизнеса мало что может сделать налоговая служба и налоговое законодательство. Надо строить инфраструктуру, облегчать доступ к кредитам, а мы все пытаемся либерализовать налогообложение. Оно уже достаточно либерализовано.

    РГ: Как известно, налогоплательщики любят изобретать различные схемы минимизации налогообложения. Такие схемы имеют региональные особенности или они общие для всей страны?

    Хороший: Отработанные где-то в центре, эти схемы потихоньку идут и в территории. Случалось, в центре уже выявляли эти схемы, доказывали их незаконность, а в регионах они продолжали работать. Мы попробуем на опережение поработать. Пока, к сожалению, у изобретателей схем получается быстрее.

    РГ: Олег Давыдович, а возможно такое: люди из бизнеса приходят работать в налоговую службу и очень квалифицированно подобные схемы раскрывают? Или чаще наоборот - от вас уходят в бизнес?

    Хороший: Если бы мы могли этим специалистам хотя бы сопоставимую зарплату предложить, у нас были бы высококвалифицированные кадры, и мы могли бы на упреждение работать. Еще, честно говоря, не хватает и времени. Поработать аналитически не получается - очень много бумажной работы у инспектора, плательщиков очень много. Выявить в этой массе, на кого необходимо обратить внимание, сложно. И интуиция нужна, и опыт, и квалификация.

    РГ: Как вы намерены бороться за чистоту рядов? Насколько проблема коррупции актуальна для налоговой службы Челябинской области?

    Хороший: Я предполагаю, что для нас это не так характерно. И не только для Челябинской области, но для системы в целом. До сих пор еще живы традиции тех финансистов, что первыми пришли в службу. Перед ними снимаю шляпу - насколько у них государственные подходы были, как они переживали за государство, за бюджет!

    Проблема коррупции существует. Не могу сказать, что на уровне руководителя службы региона готов ее победить. Любые факты, которые появятся, не будут нами замалчиваться. От таких людей будем избавляться. Государство предпринимает шаги к решению проблемы нашего финансового обеспечения. Это повысит авторитет налогового инспектора, у нас будет возможность выбирать. Сейчас большая текучка. Процесс самоочищения идет. Многие люди, придя к нам, через месяц уходят. Они шли или на большую зарплату, или за дополнительными доходами. Поняв, что все это не так просто, уходят искать более легкий хлеб. Я же склонен считать, что большинство наших людей - честные.

    РГ: В борьбе с "серыми" зарплатами предполагалось, что в процессе пенсионной реформы вашими союзниками станут сами граждане, которые не захотят лишаться пенсий в будущем из-за недобросовестности работодателей сегодня. Надежды оправдались?

    Хороший: Это наша работа - заставить плательщиков показывать все свои доходы. Что касается пенсионной реформы, то ее идеология правильная, но для того, чтобы она воспитала сознание людей для контроля за своими пенсионными накоплениями, необходимо много времени. Когда еще появятся первые пенсионеры, получающие пенсию, зависящую от размера накоплений?! Молодым же пенсия кажется такой далекой, что они вообще не задумываются о ней. Им нужно все сегодня и сейчас. Когда-то еще система начнет работать четко и отлаженно, как на Западе. Там каждый работник понимает, что если зарплата открытая, человек будет иметь достойную пенсию. Мы, к сожалению, не готовы сегодня даже сказать, какой размер пенсии завтра будет достойным.

    РГ: А все-таки насколько активны граждане в разоблачении недобросовестных работодателей?

    Хороший: Сигналы идут. К сожалению, в большинстве это обиженные, а не те, кто просто озаботился своим будущим. Мы проверяем эту информацию, она достаточно часто подтверждается, хотя сложнодоказуема.

    РГ: Вы перевезете в Челябинск из Москвы свою семью? Может быть, купите дом или квартиру?

    Хороший: Купить дом и даже квартиру, к сожалению, не позволяет зарплата. Сейчас пока арендую квартиру, потом, возможно, будет социальный найм. Тогда перевезу жену. С детьми не получится, и сын, и дочь - студенты, выдергивать их из институтов не имеет смысла.

    РГ: Чем любите заниматься в свободное время? Бывали ли уже на наших озерах?

    Хороший: Я много езжу по области и вижу, что здесь очень красиво. В Миассе был, на Еловое заезжал, любовался Тургояком. Мне нравится быть на природе. Лес и горы - это здорово. Пытаюсь определиться, куда выезжать отдохнуть, вдохнуть чистого свежего воздуха. Там у себя в выходные я выезжал на дачу. Очень люблю на земле поработать, отключиться от всего, голову освободить. За неделю она набирает слишком много информации. Не рыбак и не охотник. Думаю, выстрелить по живому не смогу. Лучше по тарелочкам.

    РГ: Олег Давыдович, легко ли это - всю жизнь быть Хорошим?

    Хороший: Меня уже спрашивали, и я отвечаю: хорошо хоть такая фамилия, а не с противоположным значением. Не скажу, что уж очень много забавных ситуаций. Моя супруга - врач, и она рассказывает, когда в регистратуре больному говорят, что направляют к Хорошей, больной в ответ: "Ой, спасибо, что к хорошей, а фамилия-то у доктора какая?" Иногда начинало раздражать: и в школе, и в институте каждый второй преподаватель спрашивал: "А ты действительно хороший?"

    Справка "РГ"
    Олег Давыдович Хороший родился в Казахстане в 1961 году. Окончил Карагандинский политехнический институт, а в 1996 году - Карагандинский государственный университет по специальности "Финансы и кредит". В налоговых органах с 1991 года. Последняя должность до отъезда в Челябинск - начальник управления администрирования налога на прибыль Федеральной налоговой службы России. Советник государственной гражданской службы РФ второго класса.

    Поделиться