03.10.2007 01:29
    Поделиться

    На Кубани врач-нарколог продавал наркоманам поддельные рецепты

    Что общество может противопоставить "изобретательности" драгдилеров
    Пять лет проведет в колонии поселении нарколог Темрюк ской центральной районной больницы за продажу поддельных рецептов, по которым наркоманы получали в аптеке сильнодействующие вещества. Это довольно редкий случай, ведь доказать вину нечистого на руку эскулапа, промышляющего таким образом, очень сложно. Между тем подобный теневой бизнес в крае расширяется буквально день ото дня.

     Эйфория в обороте

    Только одним этим случаем наркополицейские занимались больше года. Юрий Абдуразаков наладил свою криминальную деятельность еще в 2003 году. Человек, обязанный лечить наркозависимых пациентов, подделывал карты больных и выписывал "левые" рецепты на препараты, содержащие сильнодействующие вещества. По ним его "пациенты" вполне законно приобретали в аптеке находящиеся под контролем лекарства. Сотрудники регионального управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (РУФСКН) выявили около ста фактов продажи поддельных рецептов, за которые эскулап брал от 300 до 500 рублей.

    В свою очередь один из его постоянных клиентов организовал свой маленький бизнес, перепродавая на рынке полученные в аптеке препараты. Оперативники сделали контрольную закупку и задержали дельца. Он и рассказал, каким образом доставал лекарства. Кстати, пока в кабинете врача проводился обыск, перед дверями выстроилась целая очередь желающих выписать "рецептик".

    - В сфере медицины и фармакологии оборот сильнодействующих и ядовитых веществ регламентирован приказами минздрава, - рассказывает начальник отделения по контролю за легальным оборотом наркотиков (ОКЛОН) РУФСКН Андрей Полунин. - Но проблема в том, что те же препараты могут использоваться и вне медицины, никаких законодательных правил их оборота на этот случай нет. Поэтому предъявить претензии человеку, который просто хранит эти вещества, мы не можем.

    В списках не значатся

    Однако сильнодействующие и наркотические препараты, что выписываются по рецепту, не главная головная боль сотрудников ОКЛОНа. Существует масса медикаментов, которые свободно отпускаются через аптечную сеть, хотя в малых дозах содержат наркотики. Они не значатся в списках подконтрольных веществ.

    Довольно популярное ныне средство от кашля содержит восемь тысячных грамма вещества, которое научились извлекать наркоумельцы. А прекурсоры - вспомогательные средства, необходимые для приготовления зелья, - можно купить в любой аптеке, на рынке или в хозяйственном магазине. И хотя крупные каналы поставок самого вещества, преимущественно из Турции, были перекрыты сотрудниками РУФСКН, драгдилеры не стали налаживать новые. Нет спроса: слишком дорого (десять таблеток стоят до двух тысяч рублей). Гораздо дешевле добывать наркотик из средства от кашля, оно ведь отпускается без всяких рецептов. И спросом пользуется бешеным - некоторые кубанские аптеки закупают сразу от 100 до 300 флаконов.

    Речь идет о так называемом дискотечном наркотике - от него возникает не физическая, а психологическая зависимость, он вызывает сильное половое влечение, отсюда случайные связи. Поэтому практически все потребители подобного зелья - ВИЧинфицированные. Такого наркомана легко узнать по заторможенной, свистящей речи. При изготовлении здесь используется еще и марганец, со временем накапливающийся в организме. А дозу приходится постоянно повышать, ведь рецепторы притупляются. И после долгого употребления у наркомана появляется марганцовая энцефалопатия - нарушение речи.

    - Мы не раз задерживали продавцов такого дурмана. Пытаемся их привлечь к уголовной ответственности именно на сбыте - поймать на изготовлении очень тяжело. Как оперативно ни пытаются проникнуть в жилище наши сотрудники, у преступника есть 20-30 секунд, чтобы уничтожить все улики, - говорит старший оперуполномоченный ОКЛОНа РУФСКН Константин Ильиченко.

    Криминальный креатив

    Убрать наркосодержащую составляющую из этих препаратов пока нельзя - они потеряют лечебные свойства. Но можно ввести в список подконтрольных веществ. Правда, людям, которым оно действительно необходимо, придется постоянно ходить в поликлинику, выстаивать очереди, чтобы выписать рецепт на лекарство. Поэтому специалисты РУФСКН надеются только на то, что со временем в его составе вещество, из которого можно получить наркотик, заменят другим.

    Если сотрудники ОКЛОНа видят, что какой то препарат становится уж слишком популярен среди наркоманов, они сообщают об этом в минздрав. Например, удалось добиться запрета на свободную продажу медикамента, из которого получали сильнейший наркотик котин. Изобретательская жилка весьма развита у любителей кайфа, они внимательно следят за новинками в фармакологии, а затем делятся опытом на своих форумах в Сети (увы, в Интернете сегодня несложно найти подобные сайты). Причем наркополицейские порой приходят в изумление, о каких с виду обычных препаратах идет речь. Недавно в ход пошло лекарственное растение, в котором такая высокая концентрация эфиров, что оно действует на психику. В итоге цена на него подскочила до 600 рублей за грамм.

    - В свое время в любой аптеке можно было без проблем купить анаболические стероиды, которые массово употребляли мальчишки в спортзалах во вред своему здоровью, - рассказывает Константин Ильиченко. - Потом условия их продажи ужесточили и даже ввели уголовную ответственность за распространение. Но появился другой препарат, он по действию равен анаболикам, а в списках запрещенных отсутствует.

    По мнению наркополицейских, именно суды должны оценивать общественную опасность реализации того или иного медицинского препарата. Но, как правило, они ориентируются на списки, составленные постоянным комитетом по контролю за оборотом наркотиков. И хотя те постоянно обновляются, наркоманская мысль также не стоит на месте, умудряясь даже из цветов добывать дурман.

    - Есть много препаратов, которые содержат психоактивные вещества, - говорит главный нарколог Краснодарского края Владимир Колесников. - Например, в одной из стран Балтии в список наркотиков ввели валокордин. Теперь если кто то поедет туда из России с сердечными каплями, его могут даже посадить в тюрьму. Передозировка любого лекарства вредна для здоровья. Но является ли это достаточным поводом, чтобы всю страну лишить данного препарата? На те медикаменты, которые содержат значительное количество психоактивных веществ, мы постепенно получаем приказы о контроле. Но в конечном счете дело не в запрете, наша задача - воспитание негативного отношения к наркотику. Нет покупателя - продавец исчезнет сам по себе.

    Комментарий

    Елена Захаревич, начальник отдела межведомственного взаимодействия и профилактики РУФСКН по Краснодарскому краю:

    - Профилактическую работу нужно вести прежде всего среди подростков и студенчества. Один из показателей ее успешности на местах - какой процент от финансирования соответствующей программы ушел именно на профилактику. Если же денег не хватает, надо привлекать внебюджетные средства.

    Многие руководители считают: в районах есть другие программы - "Спорт", "Детство", которые тоже решают эту проблему. Но мероприятия должны быть направленные, говорящие именно об этой острой проблеме, а не просто призывающие спортом заниматься. Подобных целенаправленных акций еще мало, ведь такая работа требует большой инициативности, придумок. А если мероприятие не интересно ребятам, а значит, неэффективно, то зачем тянуть этот пункт программы из года в год? Необходимо придумывать новые, не вызывающие оскомину формы воздействия.

    Социальной антинаркотической рекламы должно быть не просто много, она обязана быть информативной. Сегодня мы еще мало уделяем этому внимания. Надо использовать два инструмента воздействия. Один я бы назвала "свой - своему", когда о проблеме наркомании ребятам будут рассказывать их же сверстники. Поэтому необходимо активизировать работу студенчества, использовать силы волонтеров. Второй - это работа с родителями, которая может повысить действенность профилактики. Ведь поведение ребенка - зеркало семейных отношений.

    Поделиться