02.10.2007 01:00
    Поделиться

    В Череповце названы победители Всероссийского конкурса "Учитель года-2007"

    Пять Малых хрустальных пеликанов обрели своих хозяев. Теперь педагогам русского языка и литературы Анастасии Комаровой (гимназия N 8, г. Мурманск), Марине Мельниковой (школа N 1, г. Рыбинск), Сергею Маринченко (гимназия N 8, г. Волгодонск), а также математикам Дмитрию Гущину (Петергофская гимназия Александра II) и Анне Мехед (школа N 2030, г. Москва) остается лишь ждать, какое решение вынесут члены Большого жюри конкурса и Общественного совета при Министерстве образования и науки РФ.

    Ведь именно от их оценки теперь зависит, кто из названной пятерки станет абсолютным победителем конкурса и увезет с собой главный приз - Большого хрустального пеликана, символ учительской самоотверженности и безграничной любви к детям. Имя "Учителя года-2007" станет известно на празднике в честь Дня учителя, который состоится 4 октября в Москве.

    В этом году финал самого главного учительского конкурса, которому, кстати, уже исполнилось 17 лет, проходил в последние дни сентября в Череповце. Именно здесь, в школе N 37, работает "Учитель года-2006" Андрей Успенский. Проводить финалы на родине предыдущего победителя придумал глава минобрнауки Андрей Фурсенко всего три года назад. Но уже и сейчас ясно: традиция прижилась. Ведь принять у себя элиту российского учительства - большая честь и большой подарок для каждого города.

    - Среди участников конкурса нет случайных людей, - сказал министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, поздравляя педагогов. - С каждым годом сообщество лучших педагогов России растет и в прямом смысле, и профессионально. И хотя нелегко ежедневно держать экзамен перед детьми и их родителями, удовлетворения от своей работы, на мой взгляд, учитель получает неизмеримо больше, чем представители других профессий.

    Целую неделю 68 педагогов из разных регионов России соревновались в мастерстве: проводили уроки в 37-й школе, за 15-20 минут пытаясь расположить к себе совершенно незнакомых школьников, давали мастер-классы для коллег, вели открытые уроки перед Большим жюри конкурса. В последний конкурсный день уже 15 педагогов, вышедших во второй тур финала, прочли со сцены публичную лекцию о роли и месте образования и учителя в современной жизни, поучаствовали в дебатах с коллегами.

    Средний возраст конкурсантов этого года - самый продуктивный: около 40 лет. А вот стаж "скачет": всего по пять лет работают в школе трое участников и среди них, кстати, претендентка на абсолютную победу в конкурсе Анастасия Комарова. А больше всего профессионального опыта у Галины Агарковой - она учит ребят биологии в городе Ливны Орловской области уже сказочные 30 лет и 3 года.

    Любопытно, что уже который год на конкурсе лидируют дамы: в этом году их практически в два раза больше, чем мужчин. И до сих пор никто не может объяснить парадокс: при численном превосходстве представительниц прекрасного пола как среди участников конкурса, так и в профессии в целом, за всю историю соревнований они становились "Учителями года" лишь дважды: в 1995 и 1996 годах.

    Однако в нынешней пятерке победителей царит удивительная гармония: двое мужчин, три женщины, три словесника и два математика. Кто станет лучшим? Узнаем послезавтра.

    Скрипка для Сократа

    Математик из Петербурга Дмитрий Гущин пришел работать в школу, будучи еще студентом физического факультета СПбГУ, причем предлагал себя в качестве физика, биолога или химика. Но в школе свободной была лишь ставка математика. Он остался. И вот уже 14 лет ученики с интересом ходят на его уроки. Ведь решать задачки на математике им легко: учитель научил, как отсечь лишнее и выделить главное.

    "Урок - это скрипка, и должен быть композитор, который бы придумал мелодию и сыграл на ней. Это ребенок", - так объяснил коллегам в своей публичной лекции предназначение образования Дмитрий Гущин. И еще цитировал Сократа.

    - Конкурс не пройдет бесследно ни для одного из участников, ведь все мы приобрели не только друзей, но и часть бесценного педагогического опыта коллег, - сказал Дмитрий Гущин, получив статуэтку Малого пеликана. - Наша победа - это и победа школы, где мы работаем, и наших учителей, и наших регионов. Это общая победа российского образования.

    Российская газета : Что самое главное в преподавании математики?

    Дмитрий Гущин : Мне кажется, что в преподавании любого предмета самое главное, чтобы ученику было интересно. Тогда он будет учить предмет и на уроке, и после, и даже дома читать литературу по нему.

    РГ : А как вы делаете, чтобы детям было интересно?

    Гущин : Мне просто нравится моя работа, и мой предмет, и общение с ребятами, атмосфера творчества.

    РГ : Есть мнение, что в школе переизбыток естественно-научных предметов. Вам так не кажется?

    Гущин : Если ученику интересно, ему не сложно будет учить и математику, и физику - проблемы не возникнет. Не нужно забывать, что у нас есть и профильная школа, мне кажется, что за ней - будущее.

    Кстати, во время конкурса Дмитрий Гущин не давал себе отдыха после соревнований. Буквально ночами он писал книгу...по подготовке к ЕГЭ по математике.

    10 лет до победы

    - Мамочка, пеликан мой! - не скрывая эмоций, кричал в мобильник, выбежав после награждения из зала, Сергей Маринченко из Волгодонска. К этой победе он шел долгих 10 лет.

    - Десять лет назад я принял участие в городском конкурсе "Учитель года Волгодонска" и победил, - рассказал корреспонденту "РГ" победитель. - Но на областной конкурс по различным обстоятельствам просто не смог поехать. По правилам соревнования повторно я мог в нем участвовать только спустя 10 лет. И вот наконец в прошлом году поехал в область и... проиграл. Игорю Апольскому - вы его знаете, в прошлом году он вышел в пятерку лучших на финале "Учителя года" в Челябинске. Он, кстати, мой однокурсник по факультету русского языка и литературы Таганрогского государственного педагогического института, - обогнал меня на 15 сотых балла. Но я знал, что фортуна мне еще улыбнется. Так и случилось.

    РГ : Кроме русского языка и литературы вы преподаете еще и мировую художественную культуру. Это близкие предметы, на ваш взгляд?

    Сергей Маринченко : Я когда еще сам учился в школе, мучался вопросом: мы изучаем литературу - искусство слова. Но ведь, кроме этого, существует искусство звука - музыка, искусство цвета - живопись. Повзрослев, понял, что культура эпохи не определяется знанием только одного предмета. Она должна восприниматься органично, целиком. Я учу детей не только разбираться в композиции произведения, что, несомненно, важно. Для меня главное - понять, прочувствовать его вместе с ребятами.

    РГ : В чем вы видите основную проблему российской школы?

    Маринченко : Уж очень долго идет у нас реформирование. Это дело нужное, но хочется как-то остановиться и посмотреть, что уже сделано. В постоянной гонке за новым мы, как говорится, можем незаметно "вместе с водой выплеснуть и ребенка".

    На мой вопрос о том, сколько же получает лучший учитель Волгодонска, Сергей Владимирович ответил не сразу. Сказал: "Нормально". Но потом все-таки поделился:

    - Если честно, мужчине на эту зарплату не прожить. Приходится выискивать возможности работы на стороне. Я, например, работаю еще ведущим официальных мероприятий в родном городе: веду инаугурации, праздники, посвященные 9 Мая, Дню города.

    Поделиться