02.10.2007 02:00
    Поделиться

    Работодатели недовольны подготовкой выпускников

    На рынке труда пополнение - в этом году окончили вузы более миллиона молодых специалистов. Нет сомнения: работа в итоге найдется для всех. Однако, как показал опрос, проведенный в начале августа агентством "РейтОР" (его специализация - сфера образования), далеко не все выпускники намерены воспользоваться полученными в вузе профессиональными знаниями.

    Опрос 1600 недавних студентов дал впечатляющие результаты. Так, "точно будут работать по специальности" лишь 23 процента из них.

    Увы, как отмечает Андрей Коровкин, заведующий лабораторией прогнозирования трудовых ресурсов Института народнохозяйственного прогнозирования РАН (ИНП РАН), "высокая доля выпускников, которые идут работать не по специальности, говорит о несогласованности между функционированием системы профессионального образования и динамикой спроса экономики на рабочую силу. Отраслевая и профессиональная принадлежность специалистов весьма слабо соотносится с потребностями рынка труда".

    К окончанию вуза работу нашли чуть больше четверти молодых специалистов, остальные приступили к ее поискам уже с дипломом в руках.

    Карьера молодого специалиста все жестче зависит от уровня полученных знаний. Исследователи отмечают: работодатели нечасто упоминают о том, что репутация вуза имеет для них решающее значение, тем не менее на практике выпускники малоизвестных учебных заведений иногда даже не рассматриваются в качестве претендентов.

    Далеко не каждый работодатель готов взять недавнего студента в свою фирму. Более 70 процентов топ-менеджеров признают: большинству выпускников требуется "доподготовка". Причины - "общий недостаток знаний", "недостаток специальных знаний", "оторванность знаний от производства" и т.д. И в бизнесе, и в промышленности на "доводку" молодого специалиста уходит от нескольких месяцев до двух лет. Однако не каждое предприятие готово этим заниматься.

    - Мы пока не можем позволить себе "тюнинг" молодого специалиста, - говорит Илья, директор небольшого консалтингового агентства. - Вузы дают хорошую теоретическую подготовку, но ее не хватает, чтобы по-настоящему решать поставленные задачи. Кроме того, есть такая субъективная проблема, как завышенная самооценка человека, окончившего престижный вуз. Он требует быстрого карьерного роста, денег. Но...

    Тем не менее в последние годы все больше студентов совмещают учебу в вузе с работой (52 процента опрошенных). Почему работодатель все-таки "кладет на них глаз"? "В условиях дефицита важно "перехватить" будущего специалиста раньше конкурентов. Это практикуют сегодня успешные фирмы, что отрицательно сказывается и на качестве подготовки студентов, и на их мотивации", - отмечают в ИНП РАН.

    Правда, как показал опрос, только у 40 процентов студентов, имеющих опыт работы, она имела отношение к будущей специальности. Впрочем, ни опыт, ни даже самое тесное знакомство с производством гарантий работодателю не дают. "Одна из наших сотрудниц, швея, окончила вечерний экономический институт, - рассказывает Илья Хандриков, директор фирмы по производству спецодежды. - С гордостью назначили ее экономистом (свой кадр!) и дали первое задание. Когда получили результаты, ужаснулись - половину факторов, влияющих на себестоимость, человек не учел. И все-таки, думаю, в большинстве случаев все зависит от самого человека: захочет - научится".

    Четверо из десяти выпускников, опрошенных социологами, получив диплом, сразу задумываются о втором высшем образовании, которое, как известно, бывает только платным. Около 30 процентов затрудняются сразу принять такое важное решение и ровно столько же молодых специалистов учиться дальше не намерены. Можно было бы порадоваться - тяга к знаниям налицо- но возникает вопрос, почему выпускник, только что потративший пять лет на получение "новейших" знаний, сразу идет учиться дальше?

    - Рынок труда намного динамичнее системы образования, - считает Елена Шанина, директор кадрового агентства. - Вузы только начинают модернизироваться, а он уже успел измениться несколько раз. Абитуриенты выбирают специальность исходя из текущей ситуации, но за пять лет она успевает перевернуться. И вот об этом практически не думают ни студент, ни руководство вуза.

    Возможно, основная беда в нынешней ситуации в том, что вузы и бизнес действуют поодиночке. Правда, определенное сближение налицо. К примеру, в июле общероссийская общественная организация "Деловая Россия" представила результаты рейтинга вузов, который дает оценку высшим учебным заведениям с точки зрения востребованности их выпускников. Это первый в России рейтинг, берущий в качестве точки отсчета мнение работодателей. И все-таки университеты, как правило, по-прежнему не готовы к вмешательству в свои дела. Топ-менеджеры в свою очередь сплошь и рядом не видят смысла в сотрудничестве с учреждениями образования, выдвигая множество претензий к вузам, но отказываясь реально участвовать в корректировке учебных программ. Однако если пренебречь таким сотрудничеством сегодня, завтра пресловутый "недостаток специальных знаний" будет ощущаться еще острее.


    Наша справка

    Если судить только по количественным показателям, страна переживает подлинный бум высшего образования. В 1995 году в 762 вузах учились 2,8 миллиона студентов, в 2006 году в 1090 вузах - 7,3 миллиона. Однако уровень этого образования катастрофически снижается. В 2006 году некогда блистательная российская высшая школа опустилась на 13 позиций в мировом рейтинге вузов и заняла место с символическим номером 66.

    При этом внутренние проблемы высшего образования неизбежно становятся проблемами экономики. Не секрет: рынок квалифицированных специалистов переживает жесточайший кризис. К 2015 году их нехватка в строительстве, телекоммуникациях и финансовом секторе достигнет 14-22 процентов, полагают в ИНП РАН. В дефиците будут даже чиновники: сфере управления не хватит 10 процентов людей. При этом вузы переполняют рынок малоквалифицированными юристами и экономистами - их выпуск вырос с 1995 года в 4,4 раза.

    Поделиться