21.09.2007 05:10
    Поделиться

    На заседании правительства от Виктора Зубкова досталось и министрам, и аппаратчикам

    Жесткость стиля нового руководства вчера успели прочувствовать не только отставленные министры, но и аппаратчики. У исполняющих обязанности появился шанс задуматься о собственных перспективах. Ведь Зубков сослал белодомовского чиновника на Сахалин и практически всем остальным присутствующим высказал ряд замечаний.

    Заняв премьерское кресло, Виктор Зубков воспользовался приемом своего предшественника - Михаила Фрадкова и напомнил о персональной ответственности уже отставленным министрам. В общем, на два дня они задумались о том, какую ответственность они несут перед страной. Правда, настроение у всех присутствующих было разное. И.о. вице-премьера Сергей Нарышкин со своим соседом и.о. министра промышленности и энергетики Виктором Христенко явно не грустили. И.о. первых вице-премьеров Дмитрий Медведев и Сергей Иванов внимательно вслушивались в речь нового хозяина Белого дома. И.о. главы МЧС Сергей Шойгу, пока премьер распекал очередного высокого чиновника, сосредоточенно работал с документами.

    Первый день нового премьера надолго запомнится и белодомовским аппаратчикам.

    После напоминания о персональной ответственности и стратегических ориентирах Зубков вновь вернулся к сахалинской теме. Непоступление денег в регион явно не давало покоя новому главе правительства, несмотря на то, что на проведенном накануне совещании все вопросы вроде бы были разрешены. Будет перечень объектов - будут и деньги. Собственно эту формулу и.о. министра финансов и озвучил премьеру. Перечень же должны сформировать МЧС, минрегион совместно с администрацией Сахалинской области, причем в течение ближайших двух дней.

    Но Зубкову обещаний отставленных министров, видимо, показалось недостаточно. И он снова вернулся к сахалинской теме.

    - За прошедшие полтора месяца мало что было сделано по выполнению распоряжения правительства от 9 августа в отношении ликвидации последствий этого стихийного бедствия, - жестким тоном произнес Зубков. - Так не пойдет! Кто ведет департамент по финансам?

    Руководитель департамента экономики и финансов аппарата правительства Антон Дроздов попытался объяснить Зубкову, что вопрос перевода денег из резервного фонда и средств бюджетного кредита не находится в его непосредственной компетенции.

    - Финансовые вопросы в вашем ведении? - явно не хотел принимать никаких разъяснений новый премьер. - Вы кем работаете?

    Дроздов признал, что выделение средств для Сахалинской области все же входит в сферу его ответственности, но лишь частично.

    Правда, глава кабинета отставленных министров уже принял для себя решение. Он попросил и.о. вице-премьера, руководителя аппарата правительства Сергея Нарышкина выписать "товарищу Дроздову командировочное удостоверение на Сахалин, с тем чтобы тот находился там до того, пока люди не получат деньги".

    Зал притих. Обращаясь уже ко всем присутствующим сотрудникам аппарата правительства, премьер потребовал "серьезнее заниматься делами, а то ни по одному пункту совещания 9 августа вопрос не решен". "А на Сахалине люди - 8 тысяч человек, и в каких условиях - неплохо бы и вам посмотреть", - заключил Зубков.

    Присутствующим стало понятно, что ничего хорошего в этот день уже не произойдет. Вторым по списку был и.о. главы минтранса Игорь Левитин, докладывающий о комплексе мер, направленных на развитие морских портов и портовых особых экономических зон.

    - Кто посмел корректировать поручение президента? - недовольно чуть не вскричал премьер.

    Отставленному Левитину оставалось только оправдываться. Два года назад глава государства давал поручение по развитию морских портов, а министр транспорта его отложил на 2008 год. Частично - на февраль, а частично - на июнь.

    - Так же нельзя работать, - сказал Зубков, обращаясь к и.о. министра. - В чем дело? Столько много мутного! Почему не навести порядок? Кто из зарубежных инвесторов к нам придет сотрудничать с этими стивидорами?

    Со знанием дела возмущался Зубков и краткосрочными договорами аренды причалов, которые заключаются сроком на 11 месяцев, а за границей - на 20-25 лет. Правда, Левитин заметил, что у него есть предложения по изменению ситуации и заключаются они в том, чтобы создать единую администрацию порта. Но медлительность транспортного ведомства нового главу кабинета не удовлетворила так же, как и прогнозы по увеличению контейнерных перевозок, представленные минтрансом, предусматривающие "ничтожный" рост их объемов. Правда, такое публичное премьерское недовольство злые языки тут же оценили как факт, что Левитин в новое правительство не войдет.

    Но это не мешало премьеру раздавать указания, ведь теперь в кабинете все зависит не от персоналий, а от кресла. Так что пожелание, чтобы "в порту появился хозяин", Зубков высказал "должности министра транспорта". Это "ей" предстоит ввести разные льготы для существующих и строящихся портов. "Есть существующий порт "Новороссийск", - приводил примеры Зубков. - По-моему, почти 100 процентов - в частной собственности. Завтра он получит возможность за 3 млн евро заключить договор аренды на 48 с половиной лет. Он их может заплатить за три месяца и пользоваться всеми налоговыми, таможенными и прочими льготами. Эти льготы, видимо, должны касаться новых строящихся портов. По существу нужно выработать более понятную схему".

    Вот уж кого публичной "порке" не подверг новый премьер, так это главного финансиста, то ли помня о старых отношениях, то ли потому, что Алексею Кудрину место в новом кабинете уже определено.

    Впрочем, помимо Сахалина (за финансирование которого Зубков Кудрина не критиковал и на остров не сослал), в общем-то, высказывать претензии главному финансисту было не за что. А за поправки, о которых докладывал Кудрин, по введению контроля Росфинмониторинга за всеми операциями с наличными деньгами на сумму 600 тысяч рублей и выше или в валютном эквиваленте было бы неправильно. Ведь этот документ, наверное, успел разработать сам Зубков, будучи главой этого ведомства. Наоборот, премьер пояснил, что нововведение не создаст дополнительных препятствий в деятельности честного бизнеса, но позволит более четко обрисовать вопросы, связанные с коррупцией. А, как известно, борьба с коррупцией значится у Зубкова в числе приоритетных.

    Отныне финразведка возьмет "под колпак" крупные расходы россиян. Банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые и лизинговые компании, ломбарды, тотализаторы, букмекеры, риелторы и компании, торгующие драгоценными металлами вне зависимости от операций, теперь обязаны предоставлять Росфинмониторингу сведения о крупных расчетах в рублях или иностранной валюте. Вопрос к Кудрину возник только у и.о. первого вице-премьера Дмитрия Медведева. Он поинтересовался, "будут ли подвергаться такому же контролю операции с использованием денежных суррогатов, к примеру, дорожных чеков или чеков American Express", ведь по своей оборотоспособности они не уступают денежным средствам.

    Но оказалось, что по российскому законодательству к наличным деньгам относятся только банкноты и монеты. "Это было бы существенным расширением, и не могу строго ответить, можно ли дорожные чеки назвать наличными, но нужно ли их отнести к предмету контроля - это вопрос", - задумался и.о. министра финансов, пообещав продолжить анализ тех операций, которые по сути являются другой формой наличного оборота средств. Зато действующая норма закона пока не учитывает случаи снятия с банковского счета наличных или зачисления на него денежных средств.

    Поделиться