продолжение темы

Вчера и сегодня мы - первые. А завтра?

У России нет доказательств, подтверждающих ее права на спорный "кусочек" Арктики
Серия походов атомного ледокола "Россия" летом и осенью 2007 года в Арктику с научными экспедициями на борту, выполнение комплекса исследований на хребте Ломоносова в Северном Ледовитом океане для получения научных данных, необходимых при определении внешних границ континентального шельфа России, богатого запасами нефти и газа, а также проводка к Северному полюсу НИС "Академик Федоров" и обеспечение спусков обитаемых аппаратов "Мир" на дно Северного Ледовитого океана обострили внимание всего мирового сообщества к проблеме освоения богатств арктического шельфа, к обеспечению своего присутствия в Арктике.

Международный полярный год стал для наших ученых и моряков Мурманского морского пароходства годом триумфа, важным шагом в работах по подтверждению границ российского арктического шельфа. Россия в очередной раз доказала, что не утратила своих приоритетов в проведении научных исследований в Арктике. Всего лишь один красноречивый пример: с 1977 года, с момента покорения Северного полюса в надводном плавании атомным ледоколом "Арктика", здесь побывало 66 ледоколов и специальных судов ледового класса. Из них - 54 были под советским и российским флагом, 4 раза здесь работал шведский ледокол Оden, 1 раз канадский ледокол Louis S. St Laurent, 3 раза германский Polarstern, 3 раза американские ледоколы Healy и Polar Sea и норвежское буровое судно Vidar Viking. Сравнение в нашу пользу. Количественное. Что касается качества исследований и их значимости для обоснования претензий на дополнительный участок шельфа в 1,2 миллиона квадратных километров, то здесь есть вопросы.

Установка Государственного флага России, уникальные возможности российской ледокольной и подводной исследовательской техники и мужество акванавтов хотя и продемонстрировали всему миру наши возможности, но не будут определяющими в борьбе за арктический шельф. Комиссией ООН по определению границ арктического шельфа и мировым сообществом, особенно странами, претендующими на свой "кусочек" спорного участка арктического шельфа, во внимание эти данные могут быть не приняты.

Доставка образцов грунта с глубины более 4200 метров представляет интерес для океанологов, биологов, но для определения геологической структуры дна осадочные породы не могут быть приняты бесспорно. В 2001 году Комиссия ООН не приняла во внимание образцы породы, доставленные с хребта Менделеева, заявив, что ее могло принести течением с материка. Аналогично может развиваться ситуация и в этот раз.

Как считает заместитель директора Института океанологии РАН Леопольд Лобковский, чтобы доказать, что хребет Ломоносова является продолжением Сибирской платформы, нужно иметь прежде всего данные о глубинном строении, причем на глубине пять-семь километров.

"Решающее доказательство - это вещество, - констатирует ученый. - Но вещество не с поверхности. С поверхности - это осадки. А кора - это под осадками, на глубине, там километры. Поэтому то, что взят грунт с поверхности осадков, не является доказательством того, что это континентальное происхождение".

Для определения кристаллической структуры дна, его глубинного строения необходимо выполнить буровые работы, чтобы по полученному керну сравнить полученные результаты с данными по Сибирской континентальной платформе и предъявить полный рельеф дна вместе с итогами сейсмических исследований.

К сожалению, выполнить ГРР на хребтах Ломоносова и Менделеева Россия не в состоянии по причине отсутствия в стране буровых судов ледового класса. Необходимо уже сейчас озаботиться строительством бурового судна и выделением средств на проведение ГРР на хребтах Ломоносова и Менделеева.

Иностранцы не дремлют

Успешные российские научные экспедиции 2007 года в Арктику подхлестнули к активизации проводимых исследований геологической направленности со стороны США, Канады, Германии, Швеции, Норвегии, Финляндии и ряда других стран.

Вслед за "Академиком Федоровым" и "Россией" к Северному полюсу направилась американская научная экспедиция на шведском ледоколе Оden с целью исследований на хребте Гаккеля. В начале августа в Северный Ледовитый океан с учеными на борту ушел тяжелый американский ледокол Healy. Можно быть уверенными, что аналогичные исследования будут продолжены с использованием самой современной техники и достаточным финансированием из государственного бюджета. По словам премьер-министра Канады Стивена Харпера, действия российских ученых подтвердили для Канады необходимость отстаивать свой суверенитет в Арктическом регионе.

На Западе решения принимают быстро. Президент Джордж Буш призвал сенат США ратифицировать Конвенцию ООН уже в течение текущей сессии конгресса. Он отметил, что это гарантирует защиту суверенных прав США на значительные морские территории, в том числе на находящиеся там ценные природные ресурсы.

Профильный комитет американского сената одобрил выделение средств на развитие программ по изучению Северного Ледовитого океана в тот же день, когда успешно завершились подводные спуски "Миров" на Северном полюсе. В случае принятия данного законопроекта Служба береговой охраны США, которой принадлежат три ледокола, в том числе Healy, получит на свои нужды 8,7 миллиарда долларов США, из которых 100 миллионов долларов США пойдут на обеспечение работы существующих арктических ледоколов. Будут построены и два новых ледокола.

Канада намерена закупить для своего военно-морского флота восемь ледостойких патрульных судов для контроля над своим арктическим шельфом, на что готова выделить 7 миллиардов долларов США. В рамках программы "Канада - в первых рядах" эта северная страна намерена построить три военных ледокола повышенной проходимости, а в октябре отправить к Северному полюсу научную экспедицию.

Активизируются и наши европейские соседи, имеющие огромный опыт строительства ледоколов, судов ледового класса и буровых платформ, необходимых при разработке арктического шельфа. Все это должно насторожить российское руководство, которое только в последние годы озаботилось проблемой отстаивания прав России на арктическом шельфе.

Выход имеется

Государство для выполнения задач геополитического значения должно найти средства для организации полномасштабной экспедиции с выполнением геолого-разведочных работ (ГРР), для создания бурового судна ледового класса, которое станет важнейшим инструментом в проведении исследований. Серьезным шагом на этом пути могло бы стать переоборудование атомного лихтеровоза "Севморпуть" в буровое судно ледового класса. Работу по переоборудованию судна готово в течение 18 месяцев выполнить северодвинское СРЗ "Звездочка". Реален ли такой проект и насколько он важен для России для обеспечения своего присутствия и экономической деятельности в Арктике?

Выход из ситуации предлагает ОАО "Мурманское морское пароходство", имеющее в доверительном управлении атомный лихтеровоз "Севморпуть" и собственное морское судно ледового класса УЛА (1)А2 "Иван Папанин". Суть предложения состоит в переоборудовании атомного лихтеровоза "Севморпуть" и судна ледового класса "Иван Папанин" в ледостойкие буровые суда. Ученые и конструкторы, ознакомившиеся с предпроектными работами, назвали это решение гениальным. Идею поддержали Росимущество, Росморречфлот, минтранс. В раздумьях пока лишь структуры, которые должны быть заинтересованы в этом больше других, - МПР и минэкономразвития.

Сегодня в мире осваивается более 3000 шельфовых месторождений, где ежегодно добывается более 1,1 миллиарда тонн нефти (35 процентов общемирового годового объема добычи) и 850 миллиардов кубических метров газа (32 процента общемирового годового объема добычи). России также крайне необходимо продолжать планомерные нефтегазопоисковые работы на арктическом шельфе, в том числе для получения данных, необходимых для закрепления прав на арктический шельф. К сожалению, в результате свертывания геолого-разведочных работ к 2007 году средняя изученность бурением шельфа Западной Арктики в 20 раз меньше, чем на шельфе Норвегии.

Министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев еще в октябре 2005 года, посетив Мурманск, отметил, что ресурсный потенциал шельфа соизмерим с потенциалом континентальных месторождений. Но темпы вовлечения открытых месторождений в эксплуатацию остаются низкими.

Проект переоборудования атомного лихтеровоза в буровое судно ледового класса обошелся бы дешевле, нежели строительство буровой платформы, он был бы реализован в более сжатые сроки, всего за полтора года, и Россия получила бы уникальный инструмент для работ на шельфе.

Первые шаги в этом направлении уже сделаны. По заказу ОАО "Мурманское морское пароходство" и на его средства ученые и конструкторы ФГУП ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова и ЦКБ "Балтсудопроект" выполнили "Проектную проработку переоборудования АЛВ "Севморпуть" в плавучее буровое судно". АЛВ "Севморпуть" был спроектирован и построен как специализированное судно, предназначенное для доставки грузов по Северному морскому пути в районы Крайнего Севера. Начиная с 1994 года лихтеровоз "Севморпуть" использовался для перевозки продукции Норильского комбината на Дудинском направлении. В декабре 2006 года закончилось действие разрешительных документов Российского морского регистра судоходства и полностью использован нормативный энергозапас активной зоны ядерного реактора АЛВ "Севморпуть". Дальнейшая эксплуатация атомного лихтеровоза без проведения дорогостоящего комплекса мероприятий по продлению ресурса атомной энергоустановки и выполнения ремонтных работ невозможна. При этом затраты составят около 330 миллионов рублей. Но, затратив эту сумму, работой лихтеровоз обеспечить будет невозможно. Дело в том, что ОАО "ГМК "Норильский никель" строит собственный флот ледового класса под свою грузовую базу. Альтернатива дальнейшей судьбы у этого судна такова: стоять у стенки причала без работы, принося убытки, либо быть утилизированным, на что необходимо выделение из казны около 1 миллиарда рублей.

Изменение функционального назначения АЛВ "Севморпуть" на арктическое буровое судно позволит продлить срок эксплуатации судна с ядерной энергетической установкой на 15 лет. Атомная энергоустановка обеспечивает полную автономность бурового судна в течение длительного промежутка времени, что в значительной мере сокращает эксплуатационные расходы и увеличивает срок ведения буровых работ в арктической зоне. У России появится инструмент, аналогов которому в мире нет и не будет. Появится возможность бурить в ледовых условиях параметрические, поисково-оценочные, разведочные и эксплуатационные скважины глубиной до 5500 метров, при глубине моря от 50 до 2000 метров. Именно такого судна и не хватает в Арктике.

23 мая 2007 года проект рассматривался на заседании ученого совета исследовательского института им. П.П. Ширшова, на котором проект был одобрен в целом и рекомендован для рассмотрения ученым советом при Морской коллегии РФ.

МПР требует провести экономическое обоснование проекта, а это недешевое занятие, хотя и так понятно: выгода от переоборудования АЛВ "Севморпуть" в буровое судно очевидна. А при стоимости лишь суток аренды ППБУ для бурения скважины в 500 000 долларов США сомнения в выгоде отпадают. К сожалению, на федеральном уровне практических шагов в этом направлении делается немного. Может, мы просто дожидаемся, чтобы шельф отошел к другим странам, а не будет шельфа, не будет и проблем. Так ведь легче и проще жить.

Не стоит забывать, что, согласно прогнозам Совета безопасности России, запасы нефти в РФ к 2030 году могут быть выработаны на 90 процентов и добыча нефти снизится до 120 миллионов тонн в год. Надежда на шельф, и в этом вопросе, наверное, нужно быть поэнергичнее. Сейсморазведка выполняется, но без буровых работ ни подтвердить запасы, ни добывать углеводородное сырье невозможно.

По оценкам экспертов, в 2006 году в геолого-разведочные работы государством было вложено 103 миллиарда рублей. Насколько эффективны были вложения, неизвестно. Однозначно можно отметить, что на арктическом шельфе новых скважин не появилось. А выделив из 103 миллиардов всего 4 процента, Россия получила бы уникальное средство для проведения ГРР в Арктике.

Полумерами в вопросе получения данных для закрепления за Россией арктического шельфа не обойтись. Нужны новые доказательства, основными из которых могут стать лишь результаты бурения.

новости партнеров
новости партнеров
новости
партнеров
новости
партнеров
Наверх