13.09.2007 06:58
    Поделиться

    Путин "усыпил" бдительность ведущих политологов

    Глава государства разрушил двухлетний политологический миф о том, что именно тот, кто возглавит правительство после Михаила Фрадкова, станет президентом - после Владимира Путина.

    Слишком мало осталось времени для того, чтобы запустить любого абсолютно нового политика на "орбиту", по которой вращаются те, кто в народном сознании претендуют на Кремль.

    Своему фирменному стилю - неожиданно вытащить "кролика из цилиндра" - Владимир Путин не изменил и на этот раз. Хотя те два часа, которые прошли между отставкой Михаила Фрадкова и представлением в Думу Виктора Зубкова в качестве кандидата на пост премьера, "усыпили" бдительность даже ведущих политологов. Назвав это решение ожидаемым, они привычно повторили хорошо выученный за два года текст о двух возможных сменщиках Путина: Дмитрии Медведеве и Сергее Иванове. И более высоких шансах последнего и как кандидата в премьеры, и как будущего хозяина Кремля. При появлении фамилии Зубкова точку зрения пришлось резко менять.

    Не думай о секундах свысока

    В общем, растерянность политологов вполне оправданна. Схема "из премьера - в президенты" на примере самого Владимира Путина уже доказала свою эффективность. К тому же, как говорили в окружении президента, сам он прекрасно понимал, что затягивать с собственным выбором того кандидата, которому он окажет моральную поддержку, в каком-то смысле не слишком хорошо для политической стабильности. Именно поэтому все ждали осени, а ряд подразделений администрации президента находились "в режиме боеготовности" еще с начала августа.

    Однако жизнь политэлите, которая в последнее время только и делает, что пытается поймать эманации Кремля относительно предстоящих президентских выборов, Владимир Путин так и не облегчил. Ни намеком не дав понять, в чью сторону склоняется его личный выбор, президент снова "просигналил" - пламенное увлечение чиновников каким-либо конкретным кандидатом пока преждевременно. Причем такой "фокус" Путин проделывает с дезориентированными чиновниками уже не в первый раз. Неожиданно повысив в начале года Сергея Иванова до первого вице-премьера и уравняв его в табели о рангах с Дмитрием Медведевым, Путин четко дал понять, что те, кто увидел в кураторе нацпроектов будущего президента, несколько поторопились. Политэлита - "зверь" чуткий - отреагировала мгновенно. Высчитывая с секундомером продолжительность появления каждого первого вице-премьера на телеэкране, часть чиновничьего сообщества перенаправила свои симпатии в сторону бывшего министра обороны. Как оказалось - опять не угадали. Иванов, несмотря на всеобщие ожидания, вчера премьером так и не стал. Ну, не хочет президент говорить открытым текстом о своих предпочтениях.

    Мало того, буквально накануне кадровых перестановок в правительстве Владимир Путин всех предупредил, что, как хороший хоккеист, будет "играть до последней секунды". Но если с окончанием исполнения президентских обязанностей все понятно, то с "последней секундой" в плане определения выбора своего сменщика ясности гораздо меньше.

    Исходя из стиля Владимира Путина, политэлите следует ориентироваться на три возможных варианта.

    В предвыборной президентской кампании примерно в одной весовой категории будут участвовать сразу несколько человек, одинаково "любимых" Кремлем. Минусом такого варианта является то, что фавориты неизбежно будут отбирать голоса друг у друга. И существует риск, что распыление голосов избирателей может оставить за бортом всех. Куда надежней для Путина озвучить свои президентские предпочтения, скажем, за несколько дней до конца регистрации кандидатов на пост главы государства.

    Есть и еще один вариант - снова произвести перестановки в кабинете министров. Но только уже после думских выборов. Победившая партия вполне может порекомендовать президенту кандидатуру "своего" премьера. И как раз в этом случае схема "из премьеров - в президенты" сработает как нельзя лучше. В пользу этой версии или, по крайней мере, того, что формируемое в эти дни правительство надолго не задержится, говорит и вчерашнее выступление Путина: "Нам всем вместе нужно подумать о том, как выстроить структуру власти и управления с тем, чтобы они лучше соответствовали предвыборному периоду и подготовили страну к времени после выборов в парламент и после президентских выборов в марте 2008 года".

    Ушли и не вернутся

    Впрочем, нежелание озвучить свои предпочтения по кандидатам в президенты - еще не повод для отставки правительства. Зато - прекрасный повод изменить пофамильный список чиновников Белого дома, поставить во главу кабинета человека из своих бывших замов по работе в питерской мэрии, да еще и начисто лишенного президентских амбиций. Поэтому он вряд ли готов строить долгосрочную политическую карьеру.

    Сразу после утверждения Госдумой Виктор Зубков должен будет сформировать правительство. По словам и. о. министра финансов Алексея Кудрина, там появятся новые лица, а ряд "старых" членов кабинета могут не вернуться на Краснопресненскую набережную. "Группа должностного риска" настолько хорошо известна и кочует из газеты в газету, что не будем повторяться.

    Из Белого дома на свободу

    Отставка не стала неожиданностью для обитателей Белого дома. Единственное, чего премьер-министр Михаил Фрадков, судя по всему, не ожидал, что президент примет такое решение именно в этот день. На ближайшие два месяца график Фрадкова был расписан чуть ли не по часам. Хотя на самом деле еще в конце июня Фрадков был необыкновенно откровенен, заметив, что чуть ли не в последний раз встречается с прессой. Возможно, действуя в своем стиле, премьер до последнего момента сохранял таким образом интригу.

    Да и в среду Фрадков отправился в налоговую инспекцию с неплохим настроением. Однако смена уже приметных лиц охраны явно насторожила его. Правда, белодомовские чиновники объясняли этот факт отпусками. Но настроение Фрадкова сменилось буквально на глазах. Экскурсию по налоговой инспекции глава кабинета министров спешно прервал, на ходу разговаривая по телефону и явно направляясь к президенту.

    Сразу же после того, как президент принял отставку премьера, на Краснопресненской набережной созвали экстренное совещание кабинета министров. Пока министры съезжались в Белый дом, те, кто приехал раньше, обсуждали то, к чему все уже давно были готовы. Но реакция на новую кандидатуру премьера была неожиданной практически у всех. Хотя у первого вице-премьера Сергея Иванова при этом известии не дрогнул ни один мускул. Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, услышав, что предложенный на пост премьера Виктор Зубков когда-то был председателем совхоза, выдохнул: "Повезло". И тут же поинтересовался у Фрадкова, а как же с поездкой в Рязань, запланированной на конец недели.

    - У всех планы сохранятся, кроме меня, - заметил Фрадков.

    Вообще, в отличие от своих подчиненных Фрадков после того, как вышел от президента, шутил и веселился, возможно, снимая таким образом стресс от постоянного напряжения, в котором он пребывал последние три года, с того самого момента, как занял премьерское кресло. Министр экономического развития и торговли Герман Греф традиционно недовольно бурчал, но уже в адрес Фрадкова. Все остальные собравшиеся, за исключением министра промышленности и энергетики Виктора Христенко, находящегося в отпуске, и первого вице-премьера Дмитрия Медведева, отправившегося в Чебоксары вместе с президентом, шутили, смеялись и даже предложили министру по чрезвычайным ситуациям Сергею Шойгу проставиться как юбиляру по отставкам. Ведь эта отставка для главного спасателя уже 20-я.

    Несмотря на то, что Фрадков покинул премьерский пост, судя по всему, президент Владимир Путин сделал ему конкретное предложение. Ведь недаром после объявления о том, что премьер награжден орденом первой степени за заслуги перед Отечеством, Фрадков заметил, что "можно было бы этим ограничиться". Впрочем, теперь уже экс-премьеру Фрадкову, которому до пенсии еще три года, уже давно прочат хорошее место - в Банке развития.

    Многие министры, судя по всему, все же рассчитывают остаться на госслужбе. И хотя изменение структуры вчера не обсуждалось, к примеру, министр финансов Алексей Кудрин как-то обмолвился, что на ближайшем заседании будут обсуждаться министерские кандидатуры. В общем, Кудрин явно готов продолжить свою работу на госслужбе. Впрочем, обойти этот опасный вопрос ему все же удалось.

    - Я надеюсь максимально передать свой опыт тому, кому потребуется, - осторожно заметил и.о. министра финансов.

    В случае, если его опыт все же не пригодится ни кабинету Зубкова, ни следующему правительству, главный финансист рассчитывает, что он всегда найдет себе работу по душе.

    И.о. вице-премьера Сергей Нарышкин в отличие от Кудрина работу по душе искать не готов. "Я об этом не думаю", - заметил он. Его коллега и.о. вице-премьера Александр Жуков пока наслаждался сложившейся ситуацией: "Свобода прекрасна".

    Дух свободы опьянял Белый дом. И. о. министра финансов Алексей Кудрин даже заметил, что у него изменилось мнение о кабинете министров, в котором он до недавнего времени работал. Как известно, Кудрин не раз критиковал своих коллег, чем вызывал недовольство Фрадкова. Зато теперь - после отставки - главный финансист уверен, что "несмотря на проявленную слабость в проведении бюджетной политики, что выразилось в дополнительном наращивании госрасходов, которые сыграли свою роль в укреплении рубля и невыполненным планам по инфляции, работа правительства все же стала эффективной".

    И новый кабинет, по его мнению, продемонстрирует полную преемственность экономической политики.

    На пост же главы Росфинмониторинга вместо Зубкова отставленный министр уже нашел нового кандидата. "Я ее озвучу чуть позже", - сказал Кудрин. Говорить о кадровых перестановках в минфине в связи со всеми событиями он считает преждевременным. "Сейчас говорить о перестановке кадров рано. Меня полностью устраивает команда, в которой я работаю, а дальнейшее зависит от того, кому Зубков предложит возглавить министерство финансов", - отметил и.о. главного финансиста.

    Судя по всему, административная реформа все же вступит в новую фазу, подготавливая фактически ту структуру правительства, которая достанется в наследство премьеру, назначенному после мартовских выборов. Тем более что формирование агентств и служб в Белом доме считают лишь десятой частью необходимого. "Реформа фактически затормозилась в начале пути", - заметил правительственный источник "РГ".

    Марина Волкова, Екатерина Власова, Елена Лашкина

    Комментарии

    Глеб Павловский, Фонд эффективной политики:

    - Принимая отставку Фрадкова, Путин сказал не только о кадровых, но и о структурных перестановках в правительстве. Необходимость этого понятна: подобные меры нужны для сохранения устойчивого развития страны в период сразу двух выборных циклов подряд - парламентских выборов, сразу переходящих в президентские. Отставка главы кабинета министров и назначение новой персоны нужны были по очень простой причине: руководство страны сосредоточено в очень узком политическом слое, который крайне нервозно относится к неопределенности, а она неизбежно возникает в период, когда лидер страны намерен уйти со своего поста.

    Выбор, который сделал президент, логичный при всей своей неожиданности. Уходя, Путин не может все взвалить на одного человека, пусть даже официально объявленного сменщиком, ему нужна определенным образом представленная команда. Это принципиальная необходимость, о которой сам Путин говорил уже не раз. Любое подобное выдвижение он сделает в косвенной форме - такой человек может стать, а может и не стать президентом, его становление пойдет поэтапно. Но для государственного аппарата ясность по поводу нового премьера и концепции правительства нужна была уже сейчас. Новый состав кабинета министров и его новая структура - это очень важный сигнал для российского "служивого сословия", играющего в стране далеко не последнюю роль. Путин сейчас запустил это процесс.

    Кандидатура, представленная им в Госдуму, несомненно, будет принята с учетом того, что большинство в парламенте составляет "Единая Россия".

    Путин продемонстрировал, что результатами работы экс-премьера удовлетворен. Михаила Фрадкова не ждет судьба Михаила Касьянова. Но надо иметь в виду и то, что Путин никогда не делает пустых жестов, не назначает "проходных фигур" и не играет в кошки-мышки с политическим сообществом. В данном случае он продемонстрировал, что сохранил за собой право на обдумывание кандидатуры сменщика.

    Вячеслав Никонов, Фонд "Политика":

    - Когда говорят о "неожиданном" кадровом решении президента, надо помнить, что ни одного "ожиданного" он никогда и не совершал. Что может стоять за назначением Виктора Зубкова? Во-первых, это человек, с которым Путин хорошо знаком по работе в Санкт-Петербурге. Он (в отличие от Михаила Фрадкова) был в его давней команде. Сейчас, когда речь идет о переформатировании системы власти перед будущим президентом, Путин будет оставаться центральной политической фигурой. И он, по всей видимости, хочет, чтобы ключевые посты в этой системе занимали люди, которым безусловно доверяет, которые будут играть серьезную политическую роль и в итоге смогут сделать так, чтобы Путин ушел, но для него не была исключена возможность возвращения. Кандидатуру же возможного сменщика Путин, я думаю, назовет ближе к концу этого года.

    Дмитрий Орлов, Агентство политических и экономических коммуникаций:

    - Уходя, Михаил Фрадков очень четко сформулировал, для чего президент на самом деле меняет правительство. По его словам, он уходит, чтобы дать Путину "больше политической свободы". Это действительно так: сейчас, в период подготовки к выборам президента, главе государства действительно нужна большая свобода действий, чем раньше.

    Существовало как минимум два сценария развития ситуации. Первый - назначение премьера с его последующей "раскруткой" и продвижением в президенты, как это было в 1999 году. Но Путин не является заложником 1999 года и не обязан воспроизводить схему преемничества, созданную и реализованную командой Ельцина. Он выбрал другой метод - назначение профессионала. Причем имидж, статус и профессиональные обязанности Зубкова на последнем месте его работы заставляют говорить о нем скорее как о "контролере", чем об "управляющем". И свидетельствует это о том, что сам президент отнюдь не считает себя "хромой уткой" и еще очень долго будет оставаться "действующим фактором" российской политики. Кроме того, назначение премьера с прицелом на избрание его президентом означало для Путина положить все яйца в одну корзину, создать мощнейший институт, вокруг которого бы концентрировалась вся власть, влияние и полномочия. Президент предпочел этого не делать.

    мнение

    Олег Морозов, первый вице-спикер Госдумы от фракции "Единая Россия":

    - Мне очень понравилось, что Фрадковым сказано самое главное - эта отставка позволяет политическому лидеру страны принять необходимые кадровые решения в важный период ее жизни - накануне предстоящих парламентских и президентских выборов. Это первое. И второе - после того, как будет сформировано новое правительство, мы узнаем ту политическую команду, которую президент видит как команду следующего политического этапа развития нашей страны.

    Было бы логично, если бы новый премьер-министр оказался кандидатом в президенты, хотя это совсем необязательно. Но человек, который возглавит правительство, неформально и по Конституции становится человеком номер два в стране. И с учетом того, что предстоят парламентские, а в марте - президентские выборы, понятно, что многие, вне зависимости от того, реальный это кандидат в президенты или нет, будут ассоциировать этого человека с теми решениями, которые последуют в марте.

    Сергей Миронов, лидер партии "Справедливая Россия":

    - Это очень правильный и выверенный выбор кандидатуры на пост премьера президентом нашей страны Владимиром Путиным. Я уверен, что Госдума единогласно поддержит кандидатуру нового премьера. Я рад такому решению президента.

    Виктор Зубков обладает глубочайшими знаниями о финансовом состоянии любой российской компании, любой организации, любого банка. Это очень важный инструментарий, очень важные знания, которые помогут решать задачи, поставленные главой государства в его посланиях, в частности последнем. Более профессионально подготовленной кандидатуры для вхождения, без раскачки, немедленно, в период начала избирательной кампании, было бы трудно найти.

    Геннадий Зюганов, руководитель фракции КПРФ:

    - О том, что накануне парламентских выборов возможна отставка правительства, мы говорили еще в мае. Как видите, не ошиблись. Но если в новом кабинете министров останутся Герман Греф, Алексей Кудрин, Михаил Зурабов и Андрей Фурсенко, то никаких серьезных изменений в лучшую сторону ожидать не придется. И уже сейчас ясно, что новая правительственная команда будет работать на "Единую Россию" на парламентских выборах.

    Владимир Жириновский, глава ЛДПР:

    - Новый кандидат на пост премьера - из команды президента, и это правильный выбор.

    Беспартийность Зубкова у меня вызывает только положительные эмоции. Зубков Виктор Алексеевич - прекрасная биография, здесь все чисто, как вариант невесты: белое платье, шампанское, марш Мендельсона. Чрезвычайно важно, что Виктор Зубков фактически является главным финансовым ревизором страны, то есть в его ведении будут находиться большие деньги, как это и положено по компетенции главе правительства.

    Многие называли в качестве возможного премьера Сергея Иванова, Сергея Нарышкина и некоторых других представителей кабинета - думаю, то же самое может произойти и в момент выдвижения кандидата в президенты.

    Подготовила Тамара Шкель, Анна Закатнова, Екатерина Добрынина

    Поделиться