24.08.2007 03:00
    Поделиться

    Паломник прошел 400 километров на коленях

    Читатель "РГ" узнал человека на снимке в газете
    "Здравствуйте, уважаемая редакция! Я - солдат срочной службы, младший сержант Верещагин, служу в Подмосковье в пожарной команде при НИИ.

    Наткнулся в вашей газете на заметку "Нужна ли статья для бродяг?" в разделе "Право". И меня потрясла фотография к ней, на ней под видом бродяги - священник с коляской с вещами и посохом. Я его узнал сразу, этот человек прошел на коленях, кажется, более 300 километров. Он отмаливал грехи человеческие, а вы представили его так, как будто он простой бомж. Дорогая редакция, напишите о своей ошибке. Я не помню его имени, расскажите о нем, кто он на самом деле".

    На снимке - Александр Канышев. Я писала про него статью осенью 1995 года, когда он совершал свое беспримерное служение - полз на коленях из Дивеевского монастыря (Нижегородская область) в Троице-Сергиеву лавру. При помощи владимирского ГАИ мы с водителем нашли его тогда на Муромской дороге. Это был крепкий, даже богатырский бородач около 50 лет. Но самое главное - он был сильный духом.

    Когда-то Канышев был строителем, ездил по стране, строил дома, котельные, школы, потом осел в Ставропольском крае. И однажды его бригаде выпало строить церковь. Тогда, по его словам, ему первый раз явилась Богородица и велела окреститься. Он окрестился и остался при церкви - пономарем. А в следующее явление Божья матерь позвала его странствовать. "И я откликнулся".

    Почему он полз на коленях? Смысл его миссии, если коротко, он объяснил примерно так: вернуть людей к вере, от которой отошли. Впереди него бежала молва, что он совершает паломничество таким беспощадным образом, якобы вымаливая у Бога прощение за какое-то тяжелое убийство. Будто бы он зарубил топором жену и дочь. Мне он сказал, что женат никогда не был.

    На всем протяжении его пути прихожане как бы передавали его с рук на руки, от церкви к церкви. Когда я с ним встречалась, его приезжали кормить сестры из Судогды - маленького районного городка, что находится недалеко от Владимира. Подавали люди, проезжавшие по шоссе. Во время нашего разговора прямо на обочине также остановились несколько легковых машин, пассажиры выносили деньги, еду, просили помолиться за них. Внимание к нему было, конечно, очень большое.

    Отправляясь в дальнее путешествие, необычный паломник защитил свои колени наколенниками из нескольких слоев брезента, а к сапогам приторочил колесики, чтобы было удобнее передвигать ноги. Тем не менее физически он страдал сильно. Из имущества - тележка, набитая скарбом, он ее толкал впереди себя. Так он и полз - одной рукой опирался на тележку, другой - на посох. Ночевал в придорожных лесках, невзирая на погоду.

    Позже мне рассказывали, что видели паломника во Владимире на паперти у знаменитого Успенского собора с фресками Рублева. Но милостыню он, по словам моего собеседника, не просил, а просто разговаривал с людьми, которые к нему подходили.

    И так же вполне благополучно, то есть живым и невредимым, он достиг своей цели - Троице-Сергиевой лавры. Было это в феврале 1996 года. Коленопреклоненным он преодолел 400 с лишним километров за 9,5 месяца.

    А года через два после выхода заметки о страннике мне позвонили из УВД Владимирской области, из отдела по розыску пропавших людей. Объяснили, что родная сестра Александра Канышева подала в розыск, так как он пропал. И, может, я могла бы чем-то помочь.

    После той статьи его многие приезжали на дорогу снимать. Снял и немецкий фотограф. А потом этот снимок стал жить своей собственной жизнью и попал на нашу полосу "Право".

    Если посмотреть на ситуацию с правовой точки зрения, то, строго говоря, Александр Канышев - бомж. Паспорт у него, может, и был, но дома как такового нет. Ну а если смотреть на суть совершаемого им поступка, то прав сержант Верещагин - не в этом дело.

    Поделиться