21.08.2007 05:30
    Поделиться

    Новосибирских ученых преследуют за написание исторической монографии

    В местных СМИ опубликовано обращение к Генпрокурору РФ Юрию Чайке, подписанное представителями РАН, Общественного комитета защиты ученых, Фонда защиты гласности и Московской Хельсинкской группы. Авторы обращения выступают в защиту докторов физико-математических наук Олега и Игоря Мининых, подозреваемых в разглашении государственной тайны.

    Общественный комитет защиты ученых называет уголовное дело, возбужденное против физиков еще в апреле 2007 года, "абсурдным". Прежде всего потому, что братья Минины, профессора Новосибирского государственного университета, привлечены к уголовной ответственности отнюдь не за научную деятельность. Их не подозревают в передаче материалов секретных разработок за границу, они не вели исследований по якобы секретной тематике на зарубежные гранты.

    На этот раз УФСБ по Новосибирской области заинтересовала журналистская работа двух профессоров. Минины написали монографию "Институт прикладной физики: научные школы и технологии", приуроченную к 40-летию Института прикладной физики, 50-летию СО РАН и 75-летию отца авторов - одного из основателей института, лауреата Государственной премии СССР, академика Владилена Минина. Кстати, в книге использовались материалы из его диссертации - специально рассекреченные на научном совете с соблюдением всех формальностей.

    - Создание монографии было чисто журналистской работой с целью сохранить историю института, - рассказал "РГ" Владилен Минин. - Мои сыновья, уволившиеся из Института прикладной физики более десяти лет назад, использовали только открытые источники информации: статьи в журналах и справочниках, буклеты с выставок вооружений, тезисы докладов годовых общих собраний института, на партийных собраниях, на коллегиях министерства и так далее. Это легко проверить: фрагменты текстов брались целиком, каждому абзацу книги можно найти практически буквальное соответствие в открытых источниках. Этой работой - по сути, компиляцией - мог заниматься кто угодно, любой журналист. Но простого журналиста к разглашению государственной тайны не привлечешь, а мои сыновья, имевшие допуск к секретным сведениям больше десяти лет назад, видимо, являются подходящим объектом для уголовного преследования, чем бы они ни занимались сегодня.

    С просьбой объяснить этот юридический феномен - как, "собрав" книгу из открытых источников, можно угодить под статью о разглашении гостайны - Владилен Минин обращался к Генеральному прокурору РФ Юрию Чайке. Его письмо пока "в работе" - ответа нет. Те же вопросы задают прокуратуре и правозащитники - президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов, ответственный секретарь Общественного комитета защиты ученых Эрнст Черный, председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева и академик РАН Юрий Рыжов. Тем временем в УФСБ по Новосибирской области, расследующем дело о гостайне, пока воздерживаются от комментариев.

    Но, пожалуй, самое удивительное, что книга была издана с разрешения 1-го Отдела университета, отвечающего как раз за нераспространение сведений, содержащих государственную тайну. Ничего крамольного в монографии не усмотрели. И она вышла в свет в 2006 году. А в этом году весь тираж был изъят.

    Обвинение Олегу и Игорю Мининым пока не предъявлено, хотя суд отказал им в удовлетворении жалобы на незаконное возбуждение уголовного дела. Физики, чьи биографии как ведущих ученых мира XXI века, специалистов в области дифракционной оптики миллиметрового диапазона и вычислительного эксперимента внесены в справочник американского издательства Marques Who s Who in Science and Engineering 2002-2003 годов, находятся под подпиской о невыезде.