21.08.2007 01:00
    Поделиться

    Приморские лесозаготовители пытаются возобновить незаконные рубки ценных пород древесины

    В селе Центральном Шкотовского района Приморья состоялся сход местных жителей. Селяне уверены, что если в ближайшее время власть не предпримет срочных мер в защиту кедра, то рубки этого ценного дерева в районе будут возобновлены.

    Однако лесорубы и местные чиновники не желают реагировать на требования населения, несмотря на то, что об этой проблеме жители Шкотовского района информируют общественность не впервые. В марте этого года под видом санитарного ухода за лесом прошли обширные незаконные рубки рядом с населенными пунктами в зоне санитарной охраны Шкотовского водозабора. В итоге стали обмелевать реки, пропадать вода в колодцах, в лесах стало меньше зверья. Тогда жители соседних сел и деревень впервые начали защищать свои права на нормальную жизнь, создали инициативные группы по защите своих интересов.

    Вроде бы результат был достигнут. Управление лесного хозяйства администрации Приморского края приостановило рубки в Шкотовском районе. Но это оказалось лишь временной передышкой, так как виновные в рубках так и не были наказаны. В то же время участники инициативной группы подвергаются угрозам, более того уже два раза поджигались подворья активистов. На участках, где растет кедр, уже заклеймены деревья, растущие на склонах сопок вблизи деревень, на некоторые деляны завезена техника. Поэтому по-требовался новый сход, на котором предполагалось обсудить дальнейшие действия селян по защите своих прав на благоприятную окружающую среду и по-требовать от местных депутатов и чиновников сохранения лесных массивов. К сожалению, результаты оказались скорее негативными. Часть жителей, связанная по работе с лесорубами, по сути, сорвала сход. А представители местной власти по-прежнему не желают ничего предпринимать для защиты лесов от незаконных вырубок. И теперь остатки кедровых лесов на юге Приморья могут исчезнуть.

    Впрочем, подобная ситуация характерна не только для Шкотовского района. По всему краю с начала этого года угроза уничтожения кедровых лесов многократно выросла. Сначала из принятого в конце 2006 года нового Лесного кодекса исчезли какие либо упоминания о запрете на промышленные рубки в кедровых лесах. Затем не оказалось кедра и в принятом 15 марта общероссийском перечне видов пород деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается. В придачу к этому кедр поджидала новая опасность - непродуманное реформирование системы управления лесами.

    В этом году лесной фонд Приморского края остался полностью бесконтрольным, а кедровые леса были практически отданы на разграбление лесозаготовителям. Законное прикрытие для проведения широкомасштабных незаконных рубок обеспечило Агентство лесного хозяйства Приморского края, выписавшее перед своим расформированием в ноябре декабре прошлого года сотни лесорубочных билетов на проведение рубок ухода и санитарных рубок. Большая часть билетов была выписана подразделениям Агентства - лесхозам, которые затем занялись их продажей сторонним лесозаготовителям.

    Типичен пример орехо промысловой зоны восточного лесничества Рощинского лесхоза. В 2006 году лесхоз выписал себе более 70 лесорубочных билетов на рубки ухода и санитарные рубки в орехо промысловой зоне восточного лесничества, разрешающих вырубить на этой территории около 50 тысяч кубометров древесины, включая более 15 тысяч кубометров древесины кедра. Хотя данные билеты были выписаны самому лесхозу, на практике право на рубки было переуступлено 19 лесозаготовительным организациям. Причем, назначение рубок по значительной части этих билетов было либо не обосновано материалами лесоустройства, либо не получило положительного заключения государственной экологической экспертизы.

    Самое печальное, что невырубленный кедр способен дать гораздо большую прибыль, чем уничтоженный. По оценкам экспертов Всемирного фонда дикой природы, один вырубленный и вывезенный за границу в виде кругляка гектар кедра дает порядка 6000 долларов прибыли. Восстановление кедра требует 150-200 лет, и то неизвестно, вырастет ли на этом месте столь же качественная древесина. В то же время в урожайный год с одного гектара кедрового леса можно собрать орехов на сумму 1500 долларов. То есть всего за четыре-шесть лет орех даст такую же прибыль, как вырубленный кедр. А за 150-200 лет - в 40 раз больше. Однако местный бизнес не особо заботится о долгосрочной перспективе, по-прежнему предпочитая получить сиюминутную прибыль.

    Ситуацию со временем изменит к лучшему поэтапное повышение пошлин на экспорт необработанных лесо- и пиломатериалов. Но это произойдет нескоро. С июля этого года ставка на круглый лес поднялась до 20 процентов, что не оказывает существенного влияния на лесопромышленников. Только дальнейшее повышение ставок (до 80 процентов к 2009 году) может радикально изменить положение, заградительные пошлины затруднят участникам внешнеэкономической деятельности легальный вывоз необработанной древесины. Но до этого еще далеко, а кедр активно рубят уже сегодня.

    Поделиться