13.08.2007 03:10
    Поделиться

    Владимир Ресин мечтает не строить, а сносить

    Как уже сообщала "РГ", в редакции газеты на "деловом завтраке" побывал первый зам. мэра Москвы Владимир Ресин.

    Молодых квартирным вопросом не испортишь

    Российская газета | Владимир Иосифович! Известно, что правительство Москвы объявило в качестве приоритета в своей деятельности строительство социального жилья. Структура спроса на него изменилась за последние 15 лет?

    Владимир Ресин | Не то слово! Из тех, кто получил при советской власти бесплатное жилье, некоторые стали олигархами и долларовыми миллионерами. Они теперь имеют собственные особняки в Подмосковье и квартиры в Париже, Лондоне... Но, к сожалению, немало москвичей, особенно старшего поколения, которым в наши дни улучшить жилищные условия не по карману, хотя нужда в этом есть большая. Помочь таким людям правительство Москвы считает своим долгом.

    РГ | И все-таки, больше или меньше горожан в решении квартирного вопроса теперь нуждается в помощи властей?

    Ресин | Конечно, значительно меньше. Во-первых, как ни горько говорить, но пожилые москвичи уходят. А молодежь, к счастью, в число нуждающихся, как правило, не попадает. Она себя обеспечивает. Закончит парень или девушка институт в 22 года. Зарплата, как правило, уже достаточная для того, чтобы взять кредит лет на 30 и купить однокомнатную квартиру. Дальше с ростом карьеры, продвижением по службе можно продать эту квартиру и купить побольше - двух-трехкомнатную. В общем, работай, зарабатывай и сам решай свою жилищную проблему. Я думаю, что ипотечный кредит - очень большой стимул и в обеспечении квартирой, и в том, чтобы побыстрее встать на ноги в целом. Ну а если кому-то помощь все-таки нужна, например, учителям, врачам, библиотекарям, то для них в Москве есть другие программы: социальная ипотека, жилье для очередников, "Молодой семье - доступное жилье" и т. д.

    РГ | Москва гордится тем, что сейчас у нее появилась возможность строить за счет бюджета. А вот минрегион, разрабатывая свою долгосрочную стратегию, исходит из того, что на бюджетные деньги можно строить только социализм, жилье - лишь для малоимущих. Причем самое скромное, эконом-класса. Такова, по крайней мере, позиция главы минрегиона Владимира Яковлева.

    Ресин | Я лично тоже убежден, что бесплатное жилье должно быть действительно социальным, муниципальным и без всяких излишеств.

    РГ | Но тем не менее Москва отказалась от строительства малогабаритных квартир! Теперь дома, которые строятся на продажу и для очередников, почти не отличаются друг от друга.

    Ресин | Это не так. К социальным я отношу, как правило, дома индустриальных серий. В них совсем другой набор квартир, чем в тех, что строятся по индивидуальным проектам. "Трешка" там, скажем, площадью 70-80 квадратных метров, а в коммерческом доме - уже 150 - 200 метров.

    РГ | Критики московских властей говорят, что нынешние "панельки" мало чем отличаются от пятиэтажек, пошедших под снос. И что москвичи не заметят, как придет время и их сноса.

    Ресин | Никогда не соглашусь с этим! Уж если "хрущобы" простояли более полувека, то дома, которые мы строим сейчас, будут стоять столетиями. Я уже не говорю об их качестве и комфорте.

    РГ | Они отличаются от строящихся сейчас в провинции?

    Ресин | В регионах тоже хорошо строят. Особенность же Москвы состоит в том, что ее дома - даже домостроительных комбинатов - все время меняются, и качество их постоянно повышается. Скажем, взять самую широко распространенную серию П-44-Т - и внешне, и внутренне она совсем уже не та, что была, скажем, 10 лет назад. Снаружи ее теперь от кирпичного дома и не отличишь. В подъезде появились помещение для консьержки, комната для хранения детских колясок. А в домах, которые заселяются в Москве по программе "Молодой семье - доступное жилье", весь первый этаж отдан под работу с детьми, пункт охраны правопорядка, комнаты для работы ТСЖ и так далее.

    Обманутых больше не обманут

    РГ | Во время встречи в Куркино Владимир Путин еще раз обратил внимание московских властей на то, что надо решать проблему обманутых дольщиков. Сдержите данное президенту слово?

    Ресин | Обязательно. Юрий Лужков уделяет достройке домов для обманутых дольщиков первостепенное внимание, они будут сданы в установленные мэром сроки. Проконтролировать работу городских властей в этом плане легко. С адресным перечнем домов, завершение которых вместо фирм, обманувших горожан, взяло на себя правительство Москвы, может познакомиться любой желающий на официальном сайте стройкомплекса www.stroi.ru. И там же узнать, как обстоят дела с данным объектом. Пока могу сказать одно: часть домов уже сдана и жители в них въехали, часть будет сдана в будущем году. И лишь сдача самого последнего дома для обманутых дольщиков уходит на 2009 год.

    РГ | А конфликт, скандально прославивший Москву тем, что столица с бульдозерами пошла на снос частных домиков, уже исчерпан? Власти сделали для себя выводы?

    Ресин | Сделали, конечно. Чем дурак от умного отличается? Не считает себя гением. Вот и мы, когда ошибаемся, ошибки исправляем. Принцип при этом один: мэра в Москве избрали не для того, чтобы он воевал со своим народом. Надо находить общий язык. Вот и ищем. Всех, с кем нашли взаимопонимание, уже расселили. В том числе и Юлию Владимировну Прокофьеву с сыном Михаилом, с которых начался конфликт. У них теперь у каждого по хорошей квартире и солидная денежная компенсация.

    РГ | И как же будет выглядеть заново отстроенное Южное Бутово? Сплошь из многоэтажек?

    Ресин | Дома там будут разные - и многоэтажные, и коттеджного типа в одной части района. С магазинами, поликлиниками, школами, детскими садиками... В общем, со всей инфраструктурой, которой прежде там никогда не было.

    РГ | А еще одна конфликтная ситуация с правительством Московской области - по поводу Щербинки, которую столица считает своей, а Подмосковье своей, разрешилась?

    Ресин | Нет. Пока в процессе решения. Строительство жилья для военных мы уже начали вести. Но планы у Москвы гораздо шире - рассчитываем возвести там около 250 тысяч квадратных метров социального жилья, другие объекты. Надеюсь, что рано или поздно договоримся, между соседями всегда какие-то недоразумения возникают, но в конце концов решаются. Жизнь заставляет, мы ведь на одной земле живем и одними узами связаны.

    Машина. Гараж. Дорога

    РГ | Кстати, был еще один проблемный узел с Подмосковьем - кто будет продолжать реконструкцию дороги, ведущей к Шереметьеву? А то ведь столица по своей территории магистраль расширит, сделает ее современной безсветофорной трассой, с которой потом выскочишь и сразу угодишь в узкое горлышко.

    Ресин | Московская область пообещала свою часть реконструкции провести. А деньги на это планирует выделить федеральный бюджет.

    РГ | А как вообще реализуется проект "Большая Ленинградка"? Вы довольны темпами? Когда откроется тоннель в районе Сокола?

    Ресин | Проект грандиозный. Все точки уже в работе. Как и предполагалось, планируем завершить его в 2009 - 2010 годах. По обновленному тоннелю на Соколе москвичи поедут в конце этого года.

    РГ | А что с Четвертым транспортным кольцом? Грозили, что в этом году начнутся работы. Что-то пока незаметно...

    Ресин | Дело в том, что пока строители занимаются самым трудоемким и внешне малозаметным этапом - разработкой проектной документации и выводом гаражей с пути, по которому пройдет трасса. Думаю, что москвичи поедут по первому участку Четвертого транспортного кольца в конце 2008-го - начале 2009 года.

    РГ | А где же все-таки обещанный москвичам народный гараж?

    Ресин | Надо честно признать, что построить его не везде оказалось реальным. Ну, какой может быть народный гараж, скажем, на Арбате? Даже если возвести его, условно говоря, за 5 тысяч долларов, хотя на земле, где каждая сотка - по цене золота, это нереально, его тут же перекупят за 100 тысяч долларов.

    РГ | Где же тогда ему место, народному гаражу?

    Ресин | Во всех других округах города. В Южном, Юго-Восточном, Северо-Восточном - там, где они и будут строиться. В прошлом году, например, в Москве было построено гаражей и паркингов на 111 тысяч машиномест, а на текущий год запланировано 134 тысячи машиномест. К сожалению, рост числа машин в Москве происходит еще более быстрыми темпами. Если сейчас в городе насчитывается более 3 миллионов авто, то, по прогнозу, в 2010 году будет 4 миллиона, а к 2015-му - уже 5 миллионов автомобилей.

    РГ | Но власти придерживаются нового норматива, который требует, чтобы ни один новый объект не возводился теперь без гаража?

    Ресин | Обязательно.

    Мечта Владимира Ресина

    РГ | Владимир Иосифович! Вы отстраиваете Москву уже более 40 лет. Среди множества строек, которыми пришлось заниматься за это время, есть самые любимые?

    Ресин | Я люблю их все до единой - от кладбища до родильного дома.

    РГ | А самая первая запомнилась?

    Ресин | Конечно. Это была Люберецкая станция аэрации. Та самая, на полях которой мы сейчас собираемся построить новый жилой микрорайон в 5 миллионов квадратных метров жилья, из которых 1,5 миллиона получит Москва, а остальные 3,5 миллиона - Московская область.

    РГ | А вас не задевает, что Подмосковье в последнее время все время обходит столицу в строительстве жилья? Вот и нынче там планируется построить 7 миллионов квадратных метров, а в Москве только 5 миллионов?

    Ресин | Не задевает. Более того, скажу: мы и в будущем году будем строить порядка 5 миллионов "квадратов", и в 2009-м - тоже 5 миллионов. Потому что Москве нужны не только квадратные метры и дома, а еще и школы, сады, магазины, просто воздух, наконец. Москва же не резиновая, чтобы расширяться без конца и края. Тем более что в Подмосковье из их 7 миллионов квадратных метров более трети построены московскими компаниями.

    РГ | А что вы еще мечтаете построить?

    Ресин | Гораздо больше я мечтаю не просто строить, а напротив: снести все то неудобное, малокомфортное жилье, которое пока еще есть и в Москве. И я верю, что в ближайшие лет 15-20, пусть, может быть, уже не со мной, но это будет обязательно сделано, и все москвичи без исключения будут жить в нормальных условиях, достойных XXI века.

    Поделиться