10.08.2007 02:00
    Поделиться

    Юрий Богомолов: Пьеха и Волочкова - две разные звезды одного небосклона

    На прошлой неделе не сходила с экрана Эдита Пьеха по случаю своего солидного юбилея. На этой - напомнила о себе Анастасия Волочкова в программе "Сто вопросов взрослому".

    Сравнить хотелось бы не заслуги звезд. Просто любопытно посмотреть: кто из них как себя несет в звездном качестве и кто как себя ставит на публике.

    Не по делу

    Борис Ноткин в одном из выпусков своей авторской программы обменялся с Максимом Галкиным смешной информацией из жизни звездных див. Разговор был примерно такой.

    Ноткин. Правда ли, что в списке требований какой-то мегазвезды в контракте было записано: "У трапа самолета обеспечить нездоровый ажиотаж"?

    Галкин (улыбнувшись) Может быть. Я слышал другое требование: "Меня должны встречать не как известного артиста, не как звезду, а как бога!"

    Едва ли эти сказки про Волочкову. И уж точно не про Пьеху.

    Как посмотреть, да посравнить...

    Пьеха всю свою творческую биографию - артистка с другой планеты. В советские годы она была для нас некоторое время иностранкой. Теперь в новой России она опять же смотрится пришельцем из другого мира. Из того, который остался позади - из Страны Советов и ЦУ.

    Если сегодня кто наиболее полно и воплощает песенную лирику недавнего прошлого, так это она - Эдита Пьеха. Не Иосиф Кобзон - он всегда был для нас Юрием Левитаном в песне, песенным официозом, государственным голосом, несмотря на то, что в его репертуаре значились такие непритязательные сюжетцы, как: "А у нас во дворе...". Сейчас он позволяет себе много больше вольностей, но все равно смотрится как Большой Брат, как Патрон. Не Алла Пугачева - она тогда пришла дать нам пример вольности и некоторой безбашенности. Она и на новом историческом витке служит образцом такого рода.

    Эдита Пьеха и тогда и теперь держится на звездном небосводе особняком. Тогда и теперь она - в амплуа лирической героини. Благодаря чему ей, бабушке звездного внука, удалось до сегодняшнего дня сохранить верность сценическому образу, одному богу известно.

    Впрочем, кое-какими соображениями о предпосылках творческого долголетия Эдиты Станиславовны рискну поделиться.

    Формула любви. Ее и к ней

    Советский Союз в силу своего интернационального характера ее приветил, обласкал и удочерил. Мы ее за муки полюбили, а она нас - за состраданье к ним. Наши взаимные чувства не однажды подвергались серьезным испытаниям, о чем и было поведано в передачах и документальных фильмах о ней. Ее потерзали бюрократы от эстрады; у нее были осложнения в личной жизни. Она имела возможность покинуть свою вторую родину. Но верно просчитала, что здесь ее талант нужнее.

    Конечно, "пугачевский бунт" в какой-то момент затенил ее славу. Но лирический образ витальной, стильной, в чем-то импортной девушки был надобен советским людям, света божьего не видевшим, заграницы не нюхавшим, разнообразия ассортимента потребительских товаров не знавшим. В диковинку для отечественной эстрады был уже ее низкий голос. А кроме того, ее сценический образ не расходился с ее внесценическим проблемным житьем-бытьем. Она не давала поводов для злословия молве, которая в те времена еще не была столь своевольна и вздорна, как нынче. Но и сегодня она ее щадит.

    Самое лестное для артиста и артистки, когда его (ее) имидж обходится без костылей скандала, когда человек популярен сам по себе.

    Сегодняшняя популярность Эдиты Пьехи, пожалуй, жива ностальгией вчерашних советских людей по утраченному раю, где сладкая радость ожидания чего-нибудь светлого была белее лунного света и слаще сахарной пудры, где иллюзии были реальнее реальности.

    Жизнь, возможно, и не оправдала тех ожиданий, но Эдита Пьеха нас не обманула. И сама не обманулась. Она по-прежнему не только в форме, но и в образе. Можно сказать, что жизнь ее сложилась по образу и подобию ее образа. Мы не находим зазора между исполнительницей и ее лирической героиней, в отличие от многих других случаев.

    Благочестивая Настя

    Фото ИТАР-ТАССДевочка в программе "Сто вопросов взрослому" задалась наивным вопросом: почему в Интернете интерес к Волочковой в несколько раз превышает интерес к Плисецкой? Это говорит о том, что пиар важнее таланта?

    Детский вопрос попал в точку. Анастасия смутилась.

    ...Трудно сказать, достигла бы прима-балерина Анастасия Волочкова такой широкой популярности, если бы не памятный скандал с ее увольнением из Большого театра. Затем последовал, мы помним, скандал с ее восстановлением в штате Большого театра. Резонансной была судебная тяжба из-за дорого отремонтированной квартиры...

    Сегодня, сознаемся, мы чаще слышим не о хореографических достижениях Анастасии, а о частных обстоятельствах ее действительно неординарной жизни - о ее замужестве, о ее родах, о ее нарядах и украшениях, о том, в каких дворцах гуляли ее свадьбу... Последняя передача в этом отношении довольно показательна. Устами младенцев глаголили истины.

    Ребята, судя по вопросам, которые они задавали Волочковой, поставили ее в ряд не с Майей Плисецкой, а с Ксенией Собчак, девушкой, произошедшей исключительно от скандального пиара.

    Сопутствующий Волочковой пиар - скандальный, а образ, в котором она выходит на публику, - благочестивый, очень духовный и сильно культурный. С ним она часто и попадает впросак. Год назад в передаче "На ночь глядя" выяснилось, что она не знает, кому принадлежит хрестоматийная строчка "Быть знаменитым некрасиво".

    Не случайно же телеведущие то и дело поддаются соблазну устроить девушке экзамен. Уж слишком заметна щель между ней и тем имиджем, который она гордо несет, встав на пуанты. Только очень нескромный человек может так назойливо настаивать на своей скромности.

    Кстати

    Детишки поймали Анастасию Волочкову на том, что она такая набожная, имеющая личного духовника, не может перечислить десяти заповедей. "Не убий, не прелюбодействуй, не укради, возлюби ближнего как самого себя..." - это она помнит. А дальше - туман. Дальше - как школьник, не выучивший урок.

    Среди позабытого ею - завет "Не сотвори себе кумира".

    Он особенно актуален для идолопоклонников.

    Для тех, кто рвется через тернии в звезды, не лишней стала бы одиннадцатая заповедь: "Не сотвори из себя кумира!"

    Поделиться