09.08.2007 03:30
    Поделиться

    Россия намерена доказать свои права на арктический шельф

    готовят в Мурманском морском пароходстве

    Сенсационный бросок научного судна "Академик Федоров" и атомохода "Россия" к Северному полюсу, во время которого на дно были спущены два батискафа "Мир" и установлен платиновый российский флаг, стал не кульминацией, а лишь очередным этапом "арктической экспансии" России.

    Теперь работы по определению границ нашего шельфа продолжит атомный ледокол "Россия". Новую экспедицию в соответствии с решением Морской коллегии при правительстве РФ, прошедшей 6 июня 2006 года под председательством ныне первого заместителя председателя правительства РФ С. Иванова, проводит и финансирует Мурманское морское пароходство (ММП), в доверительном управлении которого и находится атомоход.

    Значение этих наших новых арктических исследований трудно переоценить. Речь идет о территории размером 1,2 миллиона квадратных километров, простирающейся от Кольского полуострова на западе до Берингова пролива на востоке, а к северу - до самого Северного полюса. А это не просто океанские просторы, льды и торосы, но и огромные запасы углеводородов, таящиеся на шельфе. По некоторым оценкам, там может быть сосредоточено до четверти их мировых запасов. Вот на что, собственно, сегодня претендует Россия.

    Напомним, что пока что в нашем распоряжении находится лишь 200-мильная экономическая зона, определенная Конвенцией ООН по морскому праву. Этот же документ позволяет значительно расширить ее, если нашей стране удастся доказать, что океанский хребет Ломоносова является непосредственным продолжением Сибирской континентальной платформы. В 2002 году Россия сделала соответствующую заявку в специальную комиссию ООН, но наши эксперты тогда не сумели достаточно убедительно обосновать свою точку зрения. Следующий шанс представится нам через пару лет, и на сей раз отечественные ученые намерены подготовиться основательнее.

    Как нам сообщили в службе связей с общественностью ММП, исследования на атомном ледоколе "Россия" будут вестись с помощью дистанционно управляемых подводных аппаратов "Клавесин 1Р", которые оснащены системой навигации, видеокамерами, другим высокотехнологичным оборудованием. Первый спуск аппаратов планируется провести 11 августа. В течение десяти дней специалисты из Института проблем морских технологий Дальневосточного отделения РАН и Главного управления глубоководных исследований министерства обороны будут производить зондирование, а также видео- и фотосъемку поверхности арктического шельфа, продолжив работу, начатую другими научными экспедициями, которые прошли в течение последних нескольких месяцев в рамках Международного полярного года.

    Судя по всему, этот поход как и предыдущие экспедиции российских ученых, не вызовет особого восторга у других претендентов на арктический регион. А их в последнее время объявилось немало. Активизировались Соединенные Штаты: в район Северного Ледовитого океана срочно отправлен тяжелый ледокол береговой охраны "Хили" и принято решение о строительстве еще двух новых ледоколов для наращивания своего присутствия в Арктике. В тех же местах уже побывали экспедиции и остальных "соискателей" - норвежских, германских, китайских. Дания заявила, что Северный полюс принадлежит исключительно ей, так как находится в непосредственной близости от Гренландии. А Канада убеждает всех, что хребет Ломоносова начинается с американского материка.

    Однако доказательная база российских конкурентов слаба. Ведь мы в течение десятилетий планомерно изучали Арктику, осваивали ее, развивали инфраструктуру Северного морского пути. Даже в последние 15 лет, когда российский арктический флот переживал не лучшие времена. И в этом смысле показателен пример Мурманского морского пароходства, которое в нынешнем "наступлении на Север" играет авангардную роль. Примечательно, что помимо сохранения арктического флота, компания смогла не растерять уникальный кадровый состав, обладающий огромным опытом работы в северных широтах.

    Но время не стоит на месте. Бывалые полярники успешно передают свой опыт молодым, а на смену старым пароходам приходят новые, высокотехнологичные, отвечающие международным требованиям экологической безопасности, суда. Так, в начале года атомный флот пополнился самым мощным в мире атомоходом "50 лет Победы", который заменит знаменитую "Арктику", практически выработавшую свой ресурс. А в последний день июля был поднят Государственный флаг России на борту нового балкера "Поморье" - судна ледового класса, предназначенного для перевозки широкого спектра грузов. Это уже второе судно серии, построенное пароходством в рамках программы обновления сухогрузного флота.

    А еще мурманчане вышли в правительство с предложением переоборудовать свой атомный лихтеровоз "Севморпуть" из грузового судна в буровое. В случае получения государственной поддержки такое переоборудование сделает возможным ведение буровых работ на арктическом шельфе в опасных районах дрейфующих льдов. И тогда полученные пробы позволят сделать заявку России на обладание им еще более убедительной. По словам Генерального директора ММП Александра Медведева, он уже провел предварительные переговоры с соседями - северодвинским машиностроительным предприятием "Звездочка", которое готово провести все необходимые работы в рекордно сжатые сроки - всего за полтора года.

    Амбициозные планы развития и модернизации пароходством своего флота отвечают задачам, поставленным государством. Не случайно А. Медведев отметил на недавней пресс-конференции, что владеть большой территорией в Арктике, особенно шельфовой, будет тот, кто проводит активную экономическую деятельность в этом регионе.

    Поделиться