08.08.2007 05:00
    Поделиться

    Сергей Лукьяненко: Не комплексуйте по поводу своего облика

    Отпуск, хорошая погода, прогулки, политические каникулы переключают внимание с цифр и процентов на краски и образы.

    Летом мы смотрим жизнь, как кино, обращаем внимание, во что мы одеты, как обустраиваем среду своего обитания и себя в ней. О красоте, стиле, пространстве и людях летом рассуждает писатель Сергей Лукьяненко.

    Российская газета | Сергей Васильевич, помните, была песня со строчкой "лето - это маленькая жизнь"? Летом все становится ближе, мы всматриваемся пристальнее в прохожих на улице, в улицы, которые зачастую в российской действительности выглядят не очень привлекательно. Скажите, а что вы вкладываете в понятие "красиво"?

    Сергей Лукьяненко | Для меня красиво - это когда человек надевает то, что идет ему, когда себя украшает так, как ему подходит, а не слепо копирует модный журнал. Конечно, люди не идеальны, и не только у нас. Не все могут себе позволить одеваться haute couture, не все соответствуют эталонам красоты лица и фигуры. Я думаю, человеку нужно просто найти то, что ему подходит, и ни в коем случае не комплексовать по поводу своего облика. Кого-то раздражает пухлый животик, кого-то кривые ноги. Я когда бываю в Париже, каждый раз обращаю внимание на француженок, не потому, что они красивы (русские женщины в массе своей красивее француженок), и не потому, что они хорошо одеты (поверьте, в Москве люди одеваются не хуже, а может, даже и лучше), но дело в том, что француженки умеют себя показать, свое лицо, фигуру и даже если она оделась на какой-то дешевой распродаже, она идет с полным убеждением, что она королева, и это очень чувствуется.

    РГ | Я недавно была в одном из провинциальных городов и заметила, что культура красиво, стильно, гармонично одеваться отсутствует. Как вам кажется, откуда берется эта небрежность к красивому?

    Лукьяненко | Вы знаете, у нас был такой достаточно долгий период, когда одеться хорошо было трудно. Не было хорошей отечественной одежды, импортная была по блату или непомерно дорогая. Люди одевались по принципу что удастся найти. В чем, собственно, секрет успеха джинсов? Молодой человек натягивает джинсы, и это в принципе некая униформа, больше можно ни о чем не заботиться, потому что дорогие или дешевые джинсы выглядят примерно одинаково. Сейчас ситуация изменилась, наши фабрики наконец-то стали производить качественную одежду. Я, например, свитера покупаю у одной российской фирмы, они меня устраивают по расцветкам, по качеству. Но крупные города, это, конечно, исключение в масштабах страны. У нас, действительно, больше ассортимент и западной одежды и отечественной, потому что больше платежеспособный спрос. Москва дает больше возможности покупать качественную одежду, а дальше уже все будет зависеть от вкуса.

    РГ | Быть красиво одетым это ведь вовсе не значит, что нужно накупить себе очень дорогих нарядов, стиль - это некое творчество себя...

    Лукьяненко | Разумеется. Понятно, что нет каких-то жестких правил и норм. Стиль "кежел" гораздо удобнее в повседневной жизни. Вполне обеспеченные люди на Западе совершенно спокойно позволяют себе ходить в потрепанной и недорогой одежде, потому что это сейчас не является самоцелью, этакой вывеской. Но - стараются подбирать все это со вкусом. Надеюсь, мы тоже к этому придем, когда повесить на себя дорогую тряпку не будет главной целью (хотя в кругах Рублевки, наверное, это будет еще долго оставаться жизненно важным принципом).

    РГ | Можно научить человека не быть серым?

    Лукьяненко | Знаете, нельзя сказать просто: люди, что же вы так некрасиво одеваетесь, давайте будем одеваться красивее и будем за собой лучше следить! Конечно, это зависит от многого. Если человек несостоятелен и старается сэкономить деньги на лекарства, конечно, одежда будет у него по остаточному принципу. Все банально. Будет жить лучше страна, и люди будут красивее выглядеть.

    РГ | А что делать с внешним обликом города? В наследство от советской эпохи нам достались серые города, серые улицы, серые дома... И не только в провинции, в Москве, стоит выехать из центра в спальные районы, и серость наваливается со всех сторон.

    Лукьяненко | Вы знаете, у нас очень печальная ситуация. Когда крупные города пострадали от безумных градостроительных идей после революции, погибли исторические центры. В Москве погиб исторический центр. Во многих других городах. Огромная часть страны пострадала во время Второй мировой войны. Конечно, мы во многом утеряли эту культуру градостроительства. Знаете, я вспоминаю с наивным оптимизмом пример Парижа, где в конце XIX века формировался его нынешний облик, на мой взгляд, очень симпатичный - эта спиральная структура, бульвары. Я не вспомню сейчас имени мэра, который это делал, сносил старые дома и строил новые, и были чудовищное противодействие и крики, что все разрушено. А когда достроили, оказалось, что все хорошо и получился город со своим лицом. Хотелось бы верить, что перестройка наших городов тоже приведет к тому, что они обретут свои лица. Мы очень любим смотреть на западные города, их маленькие уютные улочки, нам это представляется этаким образчиком, и хочется жить в таком городе. Но если свернуть чуть-чуть от туристических тропок... В Эдинбурге, столице Шотландии, стоит свернуть чуть от великолепного королевского дворца, обнаруживаешь те же самые облупленные стены, помойки, унылые муниципальные здания. То есть, я думаю, это проблема очень многих городов, а не исключительно российская. Конечно, хотелось бы, чтобы твой город был гармоничен, чтобы в нем не несколько парадных улиц и красивый центр, чтобы и в спальных кварталах было все как-то веселее. Вы говорили про серые здания, я вспомнил, как недавно побывал в Алма-Ате и меня потрясло то, как там решали проблему унылых серых советских зданий - они оказались раскрашенными яркими кислотными красками - голубой, розовой, фиолетовой, зеленой. Видимо, люди хотели таким образом бороться с однообразием и серостью города, но скажу честно, это выглядит странно. Немножко похоже на мультфильм, в который человек попадает и вынужден жить.

    РГ | Как вы себе представляете красивый город?

    Лукьяненко | Город с большим пешеходным центром, где практически нет машин, где первые этажи заняты магазинчиками или кафе, а не унылыми конторами, которые производят непонятно что, да еще зачем-то располагаются в историческом центре.

    РГ | Внешний вид города и человека - это взаимосвязанные вещи?

    Лукьяненко | Я думаю, да. Потому что когда вокруг красивые дома, скверы, парки (вот чего, кстати, не хватает Москве по сравнению с тем же Лондоном, где на каждом шагу разбросаны зеленые островки), мне кажется, люди сами стараются подтягиваться и соответствовать этому.

    Поделиться