06.08.2007 01:00
    Поделиться

    Знаменитому дирижеру Владимиру Федосееву исполнилось 75 лет

    Исполнилось 75 лет выдающемуся дирижеру Владимиру Федосееву. Этот юбилей стал праздником не только для любителей музыки в России, но и для всей мировой культуры.

    Маэстро Федосеев - явление действительно глобального порядка: его слава простирается от "А" до "Я" - от Австрии до Японии. При том что он стоит за пультами самых престижных оркестров мира, его любимое детище - конечно, Большой симфонический оркестр имени Чайковского (БСО). И, как говорил Генрих Великий - Генрих Густавович Нейгауз, - у дирижера, как и у певца, должен быть свой голос. У БСО, который под водительством Федосеева достиг больших высот, конечно же, есть свой неповторимый голос: его особая славянская кантиленность, замечательная распевность неизменно отмечается рецензентами всего мира.

    Как многие наши музыканты, маэстро Федосеев свой путь начал с народной музыки. Известны превосходные записи Оркестра русских народных инструментов Всесоюзного радио, в частности, "Дунай мой, Дунай" в исполнении Сергея Лемешева. Переход в мир симфонической музыки был нелегким - возможно, мешала сложившаяся репутация "народника", которой маэстро поначалу даже слегка стеснялся. К Федосееву в высшей степени подходит английская характеристика self made man - человек, который сделал сам себя. Разумеется, огромную роль в этом сыграла и его супруга, спутник всей его многотрудной жизни Ольга Ивановна Доброхотова, утонченный знаток музыки и очень известная в те годы телеведущая музыкальных программ. Она неизменно участвует в формировании и реализации всех его программ, всех замыслов.

    Как часто бывает, в качестве симфониста Владимир Федосеев добился широкого признания сначала за рубежом, и только потом, уже знаменитым, был окончательно признан на родине. Справедливости ради скажу, что так бывает не только в России: Лучано Паваротти рассказывал мне с улыбкой, что в Италии его признали только после того, как он добился феерической славы за границей, где на большую оперную сцену его вывела Джоан Сазерленд.

    Сегодня Владимир Федосеев - мудрый, утонченный мастер с блистательной дирижерской техникой и широчайшей эрудицией. Мастер такого ранга может позволить себе известный риск: как говорил Пастернак, искусство - дерзость глазомера, а Владимиру Ивановичу его глазомер не изменяет никогда. Казалось бы, это дерзость: для исполнения оратории Сергея Прокофьева "Иван Грозный" пригласить знаменитого актера театра и кино Алексея Петренко. Но это было точное попадание, и оратория с участием Петренко стала огромным событием. Я слушал это исполнение в Минске - когда Петренко пел речитативом, мурашки шли по коже, никакой профессиональный певец не смог бы достигнуть такого эффекта. Концерт был снят для телевидения, причем снят прекрасно, и в эти юбилейные дни его должны показать. Впрочем, таким событием становился любой концерт, любая оперная постановка знаменитого маэстро.

    Известно, что любое высокое искусство базируется на ремесле, доведенном до совершенства. В Большом симфоническом собраны великолепные музыканты, владеющие ремеслом превосходно, но даже блистательно обученный полк ничего не сделает без столь же блистательного полководца. Федосеев - один из самых высоких примеров такого непревзойденного музыкального полководца. Он всегда ставит очень четкую, подчас очень оригинальную художественную задачу и столь же четко указывает пути к ее достижению. В этом секрет его музыкальных побед и многолетнего прочного успеха и в России, и за рубежом.

    Дирижер должен быть в определенной мере диктатором: ему нужно объединить своей волей более сотни музыкантов, людей с разными характерами и разными представлениями об исполняемом произведении. Поэтому лидеру оркестра необходимо мощное волевое начало - как любит говорить Федосеев, нужно обладать особым магнетизмом. Он считает: нет плохих оркестров - есть плохие дирижеры. Мне доводилось бывать на репетициях нашего юбиляра: его трудно вывести из себя, но требователен он чрезвычайно. Оркестр любит его, охотно подчиняется его замыслам, отлично их понимает и следует им внимательнейшим образом. Даже чисто по-человечески старается ничем его не огорчать. Это реальное воплощение девиза Суворова: тяжело в учении - легко в бою. И я видел, как эти подчас напряженные репетиции выливаются потом в блистательную легкость исполнения.

    Круг его музыкальных пристрастий очень широк. Но основу репертуара и маэстро и его оркестра, не случайно носящего имя Чайковского, составляет, конечно, русская классика. Всей нашей музыкальной культуре и культуре России в целом присуще свойство, о котором говорил Достоевский: всемирная открытость. Именно оно позволяет нашим музыкантам так убедительно интерпретировать и музыку западных композиторов. Это в полной мере относится и к Федосееву. Наделенный от Бога замечательным талантом, маэстро - великий труженик. И хотя его исполнительский багаж невероятно велик, он не устает радовать нас все новыми программами, часто извлекая из забвения музыкальные раритеты.

    Я был на премьере в Венской Штаатсопер, когда он поставил там "Князя Игоря". И горько пожалел тогда, что в качестве оперного дирижера Владимира Федосеева практически не знают в России, хотя в этом качестве он известен и очень авторитетен в мире - он ставил спектакли в крупнейших театрах планеты. И каждый раз это был шумный успех не только у меломанов - а у Федосеева огромное количество поклонников в разных странах, - но и у профессиональных музыкальных критиков.

    Большой симфонический оркестр Владимира Федосеева - из тех считанных музыкальных коллективов мирового значения, которые очень много гастролируют не только в престижнейших залах планеты, но и по городам своей страны, радуя мастерством своих поклонников на Урале или в Сибири. Настоящих ценителей музыки, считает Федосеев, надо беречь - под натиском культа денег их становится все меньше. Поэтому маэстро уделяет особое внимание тому, чтобы его концерты были доступны не только для состоятельных "новых русских", приходящих в залы классической музыки из соображений "престижа" и там исправно скучающих, но и для традиционной консерваторской аудитории - интеллигенции. "Снижая цены на билеты, мы не только открываем двери для настоящих любителей, - утверждает он в своих интервью. - Мы привлекаем именно тех слушателей, которые особенно важны для музыкантов, - людей образованных, отзывчивых, способных чувствовать. Ту публику, для которой музыка и создавалась".

    Сегодня Владимир Федосеев - одна из ярчайших фигур нашей культурной жизни, один из тех мастеров, которые составляют славу нашего дирижерского искусства и достойнейшим образом продолжают лучшие музыкальные традиции России. С юбилеем замечательного дирижера тепло поздравил и президент РФ Владимир Путин.

    Поделиться