03.08.2007 03:00
    Поделиться

    В конфликте на АвтоВАЗе появилась экономическая подоплека

    Так называемая забастовка на АвтоВАЗе была попыткой сорвать соглашение между заводом и канадским концерном "Магна", которое многие считают началом реанимации отечественного автопрома. К такому выводу приходит большинство экспертов, анализируя события, случившиеся на заводе 1 августа.

    Даже пыли не осталось

    С утра 2 августа уже практически ничто не напоминало об акции протеста днем раньше, когда полторы сотни рабочих покинули свои рабочие места и пытались остановить главный конвейер. Даже разговоры о забастовке, которую анонсировали за неделю, утихли. Лишь на специальном участке главного конвейера ВАЗа "доводят" собранные вчера "не до конца" автомашины, которые сходили с конвейера во время акции протеста.

    Акция продлилась всего несколько часов. Около полутора сотни рабочих (цифры называются разные, но эту приходится слышать чаще всего) прекратили работу на несколько часов, требуя повышения зарплаты до 25 тысяч рублей, то есть в два раза. Причем они постарались приступить к работе за несколько минут до окончания смены (иначе они бы получили отметку, что их вообще не было на рабочем месте). Рабочие второй смены отказались поддержать своих товарищей. "Поскольку забастовки как таковой не получилось, это не имеет смысла", - объяснил один из них. Вчера утром завод заработал в обычном режиме.

    В администрации завода оттачивают формулировки для прессы: это была, по версии администрации, не "забастовка", а "отказ от работы группы людей, в нарушение трудового законодательства". Звучит коряво, но с юридической точки зрения почти безупречно. Организаторы акции не смогли придать ей законный характер (например, не заручились поддержкой 50 процентов трудового коллектива, не прошли другие процедуры, предусмотренные трудовым законодательством). Теперь с рабочих собирают объяснительные. В администрации говорят, что некоторых могут уволить, но перегибать палку не будут: если человек раньше не имел нареканий, то его простят, хотя могут наказать административно (лишить премии, сделать устное внушение и т.д.). Действительно, лишиться своих мест могут только те, кто и прежде нарушал дисциплину. Впрочем, делами этих полутора сотен сейчас занимаются юристы, и в администрации пока неохотно и расплывчато говорят о каких-либо санкциях.

    Ущерб завода от акции в администрации оценить пока не могут, но говорят, что в любом случае он незначителен. Один из менеджеров подходит к схеме предприятия и показывает корреспонденту "РГ" "карту боевых действий": "Вот здесь идет главный конвейер, и тут, в его начале, люди прекратили работу".

    Но штука в том, что конвейер строили итальянцы, а уж они-то знают, что такое забастовка. И конвейер устроен так, что отказ от работы части людей его не парализует: просто машины сходят с конвейера неукомплектованными, и их "доводят" в особом цехе, который итальянцы предусмотрели специально на такой случай. Конечно, на "доводку" придется потратиться, но это небольшие деньги. В администрации уверяют, что конвейер не стоял ни минуты, а съемки с мобильных телефонов, переданные прямо из цеха в Интернет, медленно движущегося конвейера (кто снимал, пока неясно) поднимают на смех: конвейер может двигаться медленнее или быстрее в зависимости, например, от степени усталости людей, объясняют менеджеры. Съемок же стоящего конвейера никто так и не представил.

    Лидеры альтернативного профсоюза "Единство" (включает в себя примерно 700-900 работников, при том, что "основной" профсоюз предприятия - более ста тысяч человек) публично открестились от лавров организаторов.

    Они говорят, что "лишь консультировали" людей, а те уж самостоятельно принимали решения. Это напоминает старожилам ситуацию 1994 года, когда представители "Единства" повели себя точно так же, и в результате были уволены 42 человека (их потом восстановили на работе по просьбе "базового" профкома).

    Что ж, можно ставить точку? Напротив, все самое интересное только начинается. Ведь до сих пор нет ответа на вопрос - что это было?

    Канадский след

    АвтоВАЗ ведет переговоры с канадским концерном "Магна". Протокол о намерениях был подписан в мае в присутствии президента России, заключение контракта ожидается в октябре. Речь идет о строительстве рядом с ВАЗом нового завода, совместного предприятия, на котором будут собираться машины для "среднего класса" - примерно 450 тысяч в год. На нем будут работать примерно 3 тысячи человек. Переговоры такого рода никогда не идут просто. Стороны всегда стараются завысить собственный вклад и принизить вклад будущего партнера (хотя делают это крайне тонко). Естественно, все, что происходит у партнеров на производствах во время проведения переговоров, тут же принимается на вооружение. ВАЗ, например, собирается внести свой вклад, в том числе платформой нового поколения для будущего автомобиля. Завод, с конвейера которого несколько часов сходили некомплектные машины, не лучшая позиция во время таких переговоров.

    "Я не могу этого исключать, - говорит руководитель "базового" профкома завода Николай Карагин. - В западных странах опасаются потери рабочих мест, и многие международные организации, с которыми сотрудничает ряд российских профсоюзов, действуют в том направлении, чтобы рабочие места не "утекали" в Россию". В этой связи г-н Карагин вспоминает недавнюю забастовку на сборочном производстве "Форда" под Санкт-Петербургом, каковую он считает явлением того же порядка. "Обратите внимание, что попытки дестабилизировать ситуацию на ВАЗе происходят всякий раз тогда, когда завод начинает вести переговоры об иностранных инвестициях", - говорит источник в администрации завода.

    Самый яркий пример - создание СП с "Дженерал Моторс". СП было в итоге открыто в 2002 году, соглашение подписали в 2001 году, а накануне "Единство" устроило очередную акцию. По словам г-на Карагина, представители западных организаций выходили тогда и на него, "но мы прекратили с ними переговоры, когда увидели, куда они клонят". Итог - 1500 рабочих мест для города Тольятти.

    В то же время представители "Единства" открыто говорят, что регулярно (и бесплатно) учатся за границей, говорит г-н Карагин. "И даже с женой", - хвалился, говорят, один из них. Об источниках финансирования "Единства" лучше не спрашивать - никто ничего не скажет даже на правах анонимности. Интересно, что в организации с численностью порядка 700 человек - 5 так называемых "освобожденных функционеров" (то есть людей, которых содержит организация). "Мы можем позволить себе на ячейку из 800 человек всего одного "освобожденного функционера", говорит г-н Карагин. При том что "Единство" держит низкую ставку членских взносов - чаще всего это цифры порядка рубля или пяти рублей с зарплаты.

    В то же время версия г-на Карагина о "западном следе" не единственно возможная, хотя все прочие возможности вновь уводят нас к контракту с "Магной". Не секрет, что новое руководство ВАЗа ("Рособоронэкспорт") имеет постоянные конфликты с рядом коммерческих организаций, которые прежде пользовались на заводе существенным влиянием. Очевидно также, что создание гигантского СП открывает в истории завода принципиально новую страницу и дает менеджерам ВАЗа существенные очки. По сути, речь идет о том, что дискуссии о "реанимации" российского автопрома можно прекращать: оно состоится. После октября, когда состоится подписание контракта, раскачивать лодку будет уже бессмысленно.

    Люди не виноваты

    Рабочих понять можно: зарплату в 14 с небольшим тысяч рублей (такова она в среднем по заводу, по данным администрации) высокой не назовешь. Особенно в свете того, что работники ВАЗа привыкли быть в Тольятти "белой костью", а сегодня многие другие предприятия платят своим сотрудникам больше. Однако цифра 25 тысяч рублей, уверяют в администрации, недостижима.

    "Нужно на 30 процентов сократить персонал, - говорит представитель администрации. - Но это будет означать, что Тольятти превратится во второй Детройт, наполненный озлобленными и нищими людьми. Можно повысить на те же 30 процентов цену машины, но ее никто не будет брать. А можно просто поднять зарплату, и через 2 месяца закрыть завод".

    Видимо, считать умеют не только в администрации, что объясняет, почему акцию поддержало столь незначительное количество людей. Что характерно, среди них были не только члены "Единства", но и члены "базового" профсоюза, а также вовсе "ничьи", то есть водораздел шел не по "профсоюзной принадлежности", а скорее по личным качествам людей. С начала года зарплата на заводе выросла на 9,8 процента, к концу года может подняться еще на 5 процентов. Так администрация выполняет (и может даже перевыполнит) свои обязательства, заключенные в рамках коллективного договора со 110-тысячным коллективом. Это выше инфляции (правда, в предыдущие годы зарплата индексировалась с темпом ниже инфляции). В администрации говорят: только рост продаж (а значит, повышение качества и снижение издержек), а также новые инвестиции помогут повысить зарплату, не сокращая числа рабочих мест. А для инвестиций нужна внутренняя стабильность. Круг замкнулся.

    Была бы наша воля, мы бы вообще не увольняли с ВАЗа ни одного человека. Людям дали простой и понятный для них лозунг, а подводную часть айсберга не показали. Наказывать за легковерие - это чересчур. Бизнес играет в свои игры. Рабочие страдают. Старо, как мир.

    Поделиться