01.08.2007 01:00
    Поделиться

    В Карачаево-Черкесии решили приструнить сторонников пышных бракосочетаний

    Руководство и духовенство Усть-Джегутинского района Карачаево-Черкесии собираются организовать референдум против роскошных свадеб. Дело в том, что многие семьи района, отметив бракосочетание любимого чада по всем канонам горского гостеприимства, "алаверды" получают непомерные долги.

    О современных свадебных обычаях и человеческом тщеславии мы беседуем с известным писателем и сценаристом Алексеем Слаповским.

    Российская газета | Референдум по поводу свадебного меню. Это не чересчур?

    Алексей Слаповский | Нисколько. Великий Пушкин, который, впрочем, высказался практически обо всем, сказал и об этом: "Обычай - деспот меж людей". Очень тонкое замечание. Обычаи у многих народов крайне деспотичны. Мол, не нами заведено, не нами кончится. Я знаю массу историй о том, что происходило в жизни семьи после того, как заплатят калым, отгуляют свадьбу. И если после свадьбы семья впадает в нищету... Может, и стоит провести референдум? Впрочем, у русских семей приверженность обычаю не такая явная.

    РГ | Уж извините, что касается свадеб, то и здесь чего только ни вытворяют, потому что "так положено".

    Слаповский | В крайних проявлениях это все-таки не в тотальном обычае. На Кавказе женщина - дочка, сестра, племянница - это скоропортящийся товар, который надо побыстрее сбыть. Этим объясняются и калым, и дележка приданого между родственниками жениха. Богатая свадьба там обычай, а у нас - тщеславие.

    РГ | Чем одно отличается от другого?

    Слаповский | Тщеславие - это безумные расходы безумных людей. Когда, к примеру, нанимаются лимузины с джакузи. Причем у владельцев, содержащих целые "стада" этих машин, аренда расписана на годы вперед. Обычай же отличается от тщеславия тем, что он более жесток. Тщеславие все же заражает не всех. Это в определенном смысле болезнь, а обычай - способ жить в социуме. И когда что-то делается не так, как у других: беднее, хуже, проще - это выламывает из социума, из традиций. Тщеславие все-таки не требует такого выпадения.

    РГ | Следование обычаю или амбициям приносит человеку только удовлетворение?

    Слаповский | Обычай иногда становится диктатом: тогда свадебная суета ничего не приносит душе, потому что становится "обязаловкой". Впрочем, иногда все это замешано на другой мотивировке: таким способом себя прорекламировать. Взять хотя бы недавнюю свадьбу известной примы, устроенную на воздушном шаре. Этот недешевый полет себя много раз окупит, потому что снимали его несколько камер. Но, признаться, было очень смешно, когда невесту волокли на канатах навстречу жениху.

    РГ | Вы сами когда-нибудь подчинялись формуле: "Чтоб было не хуже, чем у людей"?

    Слаповский | Конечно. Человек ведь существо социальное. Когда у меня была свадьба, пришлось подчиниться требованию родителей. Был, я, правда, очень зеленым, 20 лет. Сам хотел отметить событие только в кругу друзей. Но родственники сказали: "Как это так? Не положено". Вот это "не положено" напрягает. К сожалению, весь груз свадебных хлопот и трат лег на родителей. Сейчас исключений из этого правила стало больше. Молодые более самостоятельны, женятся позже. И свадьбы нередко справляют на свои деньги. Поэтому молодожены вместо пышной свадьбы едут, к примеру в Чехию, и их все понимают. Раньше бы не поняли.

    РГ | Если была бы возможность выбирать, где вы хотели сыграть свою свадьбу?

    Слаповский | Я море очень люблю.

    РГ | Что, под водой женились бы? Или на яхте?

    Слаповский | Да что вы! Я же говорю, я нормальный человек. И потом, простите, за вопрос: зачем яхта, воздушный шар или куча гостей, если рядом есть любимая женщина? Какая ночь любви после сытного ужина с возлияниями? Просто в сон потянет.

    РГ | Почему, как вам кажется, самые несчастные на помпезных свадьбах люди - это обычно молодожены?

    Слаповский | То, что обошлось родным дорого и было очень обременительно, вызывает у человека неприятное чувство должника. Пышные авансы напрягают еще и потому, что в последующей жизни их надо "отрабатывать", оправдывать. Статистика же печальна: половина браков распадается. А поскольку человек заглядывает в будущее и не любит быть должником, у него возникает комплекс вины.

    РГ | Какие свадебные обычаи вам кажутся особенно ценными, а какие раздражают?

    Слаповский | Двадцатый век наш национальный колорит вымел просто подчистую. Кроме всеобщего застолья и каких-то скудных попыток выкупать невесту на городских свадьбах ничего интересного не осталось. Другое дело, деревенские свадьбы: выскакивают старушки и начинают петь частушки с "картинками". Знаете, что это такое?

    РГ | Когда не стесняясь в выражениях?

    Слаповский | Замечательные можно услышать вещи. И заметьте: только на свадьбах пожилые женщины позволяют себе такое. А, главное: абсолютно законная возможность не просто выпить, а "ужраться в стельку". И никто не осудит. Понятно, что все это идет из языческих времен, потому что заложению основ продолжения рода на Руси придавалось первостепенное значение. Напрямую свадебные обряды были связаны с обрядами плодородия. Поэтому их играли осенью и весной на Красную горку, и почти никогда - зимой и летом.

    РГ | Советская свадебная символика сводилась к целлулоидной кукле в фате на бампере традиционной "Волги". Чем бы вы сегодня заменили этот артефакт массовой культуры?

    Слаповский | Ничем. Я бы их даже культивировал. Одно время они пропали, а сейчас эти пупсы смотрятся даже по-постмодернистски. Как ни странно, с течением времени некоторые вещи, казавшиеся пошлыми, вдруг приобретают иной смысл. Пошлость, переплавляясь, дает новое качество. Это своеобразные "цитаты" прошедшего времени. Как сталинский ампир, который казался ужасающим, теперь на фоне новой архитектуры радует глаз. Эти пресловутые свадебные пупсы могут читаться в ироническом ключе: смешно и мило.

    РГ | В чем для вас суть праздника? Чем он отличается просто от обильного богатого застолья?

    Слаповский | Праздник - это состояние души, а не желудка. Это эмоциональный подъем, который подпитывается от того, что ты чувствуешь: ты не один. К слову, такое единение люди испытывают еще и в войну или во время задорной авральной работы. В общем, в тех состояниях, которые, к счастью или к несчастью, проходят. Поэтому "праздник каждый день" - это абсурд.

    РГ | А ведь у вас недавно был праздник? Редакция поздравляет вас с днем рождения.

    Слаповский | Это не праздник, а юбилей. Я дни рождения не всегда отмечаю. Потому что ориентируюсь не на дату в календаре, а на состояние души. Запланированная радость уже не радость, а что-то другое. Радость же должна быть неожиданной. Самые счастливые дни в моей жизни не приходились на праздники. Повезло, конечно, героям фильма "Ирония судьбы". Но это случайное совпадение, ирония судьбы.

    Поделиться