17.07.2007 03:00
    Поделиться

    Леонид Радзиховский: вице-премьеры преодолевают сопротивление чиновников

    Кто станет будущим президентом, не знает никто, кроме Путина. А может быть, сегодня не решил этот вопрос для себя и Путин. И уж тем более совершенно не факт, что президентом будет Дмитрий Медведев или Сергей Иванов.

    Вся эта игра в слова и фигуры стала уже привычным ритуалом для СМИ. И читателям как-то редко приходит в голову, что, может быть, никакой, собственно, интриги тут и нет. Но, думаю, сами первые вице-премьеры - достаточно опытные люди, отлично понимают: не идет сегодня речь о "преемничестве", суета в этом направлении не просто бесполезна, но и вредна. И поэтому, постоянно повторяя "я просто работаю, не ставя никаких президентских планов", они вольно или невольно говорят святую правду.

    И проект, предложенный Путиным, состоит вовсе не в играх вокруг "преемничества", а в том, что и было официально объявлено: выделяются два стратегических направления работы, на них ставятся два, пользующихся его доверием чиновника. Здесь возникает и нечто вроде "социалистического соревнования" - два человека, находящиеся на одинаковых ступенях административной лестницы, будут почти невольно оглядываться друг на друга, сравниваться и тем самым стимулировать друг друга к "ускоренному движению" - при том, что и сферы деятельности у них разные и, соответственно, результаты сопоставлять не так-то просто.

    Конечно, "поляна Медведева" нагляднее.

    Жилье. За первый квартал 2007 года в России принято

    101 500 квартир - на 51 процент больше, чем в том же квартале предыдущего года. Конечно, это тоже не решает проблему - легко подсчитать, что при сохранении такого темпа ввод жилья составит 406 000 квартир в год, т.е. им будет обеспечено в год лишь около

    1 500 000 человек (считая в среднем по 4 человека в семье). Для 140-миллионной России это, очевидно, недостаточно. Но нельзя не видеть и другого - нарастающего темпа, который дает по крайней мере реальную надежду на то, что ситуация с жильем действительно кардинально изменится.

    Не меньшие перемены и в решении демографической проблемы. Похоже, что привычные завывания про "вымирание на 1 миллион в год" скоро придется заканчивать. С января по май 2007-го по сравнению с тем же периодом 2006 года на 6 процентов снизилась смертность и выросла рождаемость, родилось 625 000 детей, на 34 000 больше, чем за первые 5 месяцев 2006-го. Прироста населения еще нет, но динамика очевидна.

    Конечно, в таких сложных социальных процессах в принципе невозможно выделить роль одного человека, но то, что это не просто "самотек", что политика государства играет определенную роль - несомненно. И роль эта явно положительная.

    В экономике, в области промышленных инвестиций, которые курирует Сергей Иванов, понять, какую роль играет государственная воля, конечно же, проще. Но сами задачи, стоящие здесь, может быть, еще более сложные.

    Ведь по сути дела речь идет о переходе от России сырьевой к России высокотехнологичной. Однако очевидно, что запускаемые здесь проекты (в первую очередь те же нанотехнологии) могут дать отдачу очень нескоро.

    Поэтому наряду с новаторскими высокотехнологичными проектами на плечи Иванова легло и развитие уже существующей инфраструктуры.

    Надо сказать, что за это время Сергей Борисович достаточно серьезно разобрался в этом направлении и повел работу в нарастающем темпе. Но задачи здесь не только масштабные, но и сложные, почти всегда приходится сталкиваться с тем или иным конфликтом интересов.

    Один частный пример позволит лучше понять, каков механизм принятия решений, какие тут подводные течения и камни.

    Россия импортирует в год около 250 миллионов тонн нефти. Известно, что это до сих пор - важнейшее направление нашей экономики. И долго еще будет оставаться таковым, более того, экспорт планируется наращивать. Здесь одна из приоритетных задач, стоящих перед Ивановым, - развитие системы транспортировки.

    Около 110 миллионов тонн транспортируется по трубопроводам, остальное - морским путем. В настоящее время остро встал вопрос с знаменитым трубопроводом "Дружба", проходящим по территории Белоруссии. Трубопровод, которому 40 лет, нуждается в реконструкции. Может быть, в реконструкции нуждается и сама дружба с Белоруссией ... Так или иначе, но принято решение около 50 миллионов тонн нефти вместо трубопровода переправлять морским путем.

    Важнейшим портом на Юге является, понятно, Новороссийск, а на Балтийском море - Приморск. За 4 года, с 2003 по 2007, объем перевалки грузов через порт увеличился почти в 4 раза - с 17.700.000 тонн нефти до 75.000.000 тонн, запланированных на этот год.

    О проблемах портов много раз говорил Путин. А Иванов сейчас развивает и конкретные проекты в этом направлении. Одним из главных является построение железной дороги в Приморск - необходимо подключить этот стратегический порт ко всей системе РЖД. Этот инвестиционный проект Иванов взял под личный контроль. Он же указал, что часть средств вложит государство, а остальное должно вложить бизнес-сообщество, как в выгодный бизнес-проект.

    Однако надо ясно понимать, что в этой сфере простых решений нет. И Иванову предстоит приложить много воли и умения, чтобы доводить такого рода инвестиционные проекты до конца.

    Проблему, опять же, можно пояснить на данном конкретном примере.

    Разумеется, есть противники расширения порта Приморск, те, кто не заинтересован в построении железной дороги.

    Мотивы их разнообразны. Сегодня транспортировка

    нефти идет частично через прибалтийские порты. Путин много раз указывал на недопустимость этого. Никто, разумеется, не спорит. Но все продолжается. Почему? Очевидно, есть люди в аппарате заинтересованные.

    Есть и конкурирующие российские порты, например, Усть-Луга. Да, перевалка через Усть-Лугу и невыгодна государству и в принципе почти нереальна - надо постоянно углублять фарватер. Но этот "сизифов труд" весьма выгоден - можно выкачивать из государственной казны свыше 100 миллионов долларов в год. Ясно, что если будет завершен проект Приморск, то данная кормушка "схлопнется".

    Механизм же противодействия государственным решениям в аппарате отработан идеально - со всем соглашаться и ничего не делать. Мол, у высокого начальства дел много, до всего руки все равно не дойдут.

    И может быть, самое важное в деятельности первых вице-премьеров - это даже не достижение конкретных результатов, а умение "снимать блоки", преодолевать "тихое трение" чиновников, умение навязывать им государственную волю, умение доводить дело до конца. В этом смысле те или иные инвестиционные проекты есть еще и политические проекты - проекты "шлифовки аппарата". Это и есть проект номер один, которым занимаются Медведев и Иванов.

    Поделиться