06.07.2007 02:15
    Поделиться

    Четверть "плохих" кредитов банки уже передали коллекторским агентствам

     

     

    Остальными долгами по кредитам граждан занимаются сами банки, сообщил вчера глава Ассоциации по развитию коллекторского бизнеса Сергей Рахманин.

    На начало года размер просроченной задолженности по потребительским кредитам составлял 2,6 процента, в июне он увеличился до 3 процентов, информировал директор департамента банковского регулирования и надзора ЦБ Алексей Симановский. По его словам, до конца года эта цифра вырастет до 3,5 процента. Такой бурный рост просроченных кредитов создает поле деятельности для коллекторов - агентств, которые "покупают" долги у банка и занимаются их востребованием за определенный процент. На Западе подобный бизнес существует уже свыше 30 лет, в России же он только зарождается.

    В апреле российские коллекторы создали свою ассоциацию - по примеру банковской, и сейчас они выступают с инициативой принятия специального закона о коллекторском бизнесе, концепция которого будет разработана ими к сентябрю текущего года. По словам Сергея Рахманина, существующая правовая база, в принципе, вполне достаточна для работы коллекторов. Но есть и неучтенные моменты. Например, не прописан вопрос правомерности передачи банками просроченных кредитов коллекторским агентствам, поэтому многие банки решают проблемы долгов своими силами. Кроме того, по мнению Сергея Рахманина, в законе должна быть прописана возможность получения коллекторами конфиденциальной информации о клиентах, предоставления должникам рассрочки в выплатах кредита и возможность осуществления коллекторами операций с кредитным залогом. Должны быть в законе и ограничения для коллекторов: жесткий запрет на телефонный терроризм, физическое и психическое воздействие на заемщика, а также запрет принятия от заемщика каких-либо денежных средств.

    Сегодня практически невозможно точно отследить количество кредитов, переданных коллекторам, - такой статистики не существует. Однако президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян считает, что 90 процентами просроченных кредитов "кто-то занимается". Большей частью это "карманные" коллекторские агентства, которые создают сами банки. "У многих банков доминирует желание иметь свое агентство", - заявил Тосунян. По его словам, создание цивилизованного коллекторского бизнеса просто необходимо для развития банковской системы. То, что невозвраты растут опережающими темпами по сравнению с кредитами, отражается на ней весьма негативно. Борьба с должниками выгодна и самим заемщикам, так как рост "плохих" кредитов повышает кредитные ставки банков, в которые закладывается риск невозвратов.

    Тем временем первый заместитель председателя Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Павел Медведев считает, что "разумный шаг" Центробанка, принявшего с 1 июля норматив о раскрытии эффективной процентной ставки по кредитам, снизит динамику роста "плохих" долгов. Впрочем, по пессимистическому прогнозу Павла Медведева, на то небольшое количество банков, которые "прячут" от клиентов реальные проценты, это постановление ЦБ не повлияет. Дело в том, что обязать банки раскрывать публично эффективную процентную ставку без привязки к каким-либо условиям Центробанк не может. Банки будут вынуждены раскрывать эффективную ставку только в том случае, если хотят формировать портфель однородных ссуд, по которому резервные требования ЦБ гораздо ниже и выгоднее для банка. Таким образом, решение по раскрытию ставки будет принимать руководство каждого банка.

    Поэтому гражданам, которые приходят в банк и не получают информации об эффективной процентной ставке, депутат посоветовал обращаться не в суд, а в другой банк.

    Поделиться