04.07.2007 00:00
    Поделиться

    Чем грозит сиротам новый закон о попечительстве

    Новые редакции законопроектов "Об опеке и попечительстве" и "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ "Об опеке и попечительстве" получили в обществе неоднозначную оценку.

    "РГ" уже писала о том, что представители общественности выступили против этого законопроекта. Они опасаются, что принятие нового закона приведет к упразднению системы профессиональных служб по профилактике сиротства и к ликвидации системы патронатного воспитания. Так ли это на самом деле, корреспонденту "РГ" рассказала одна из разработчиков законопроекта, председатель Комитета Госдумы по делам женщин, семьи и детей Екатерина Лахова.

    Российская газета | Новый закон об опеке и попечительстве, безусловно, необходим, но почему его восприняли так критически?

    Екатерина Лахова | Нам непонятен ажиотаж, который возник вокруг этого законопроекта. По существующему сегодня закону функции органов опеки и попечительства выполняют органы местного самоуправления. Люди же убеждены, что эти функции выполняет инспектор по защите прав несовершеннолетних от министерства образования и науки. В защите государства нуждаются не только дети, оставшиеся без попечительства родителей, но и старики, недееспособные граждане, инвалиды. Если в отношении детей существует механизм выявления и учета несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, закрепленный в Семейном кодексе РФ, то в отношении остальных категорий граждан его нет. В результате люди оказываются вообще вне всякой системы и без защиты. Поэтому необходим закон, который охватит все категории людей, нуждающихся в опеке и защите государства.

    РГ |  Ваши оппоненты говорят о том, что после принятия закона судьба ребенка, оставшегося без родителей, будет целиком в руках единого государственного органа опеки и попечительства, сотрудники которого просто физически не смогут вести дело ребенка от начала и до конца и оказать ему всю необходимую социальную и психологическую помощь.

    Лахова | Вне зависимости от того, будет принят наш законопроект или нет, с 1 января 2008 года функции органов опеки и попечительства будут переданы на уровень исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Поэтому все регионы должны будут принять свои законы и организовывать работу органов опеки и попечительства либо в структуре социальной защиты, либо как самостоятельную структуру.

    Естественно, один человек не сможет вести работу со всеми категориями граждан, нуждающимися в опеке. По новому закону этого и не требуется. Госслужащие должны будут провести "инвентаризацию" имеющихся в регионах всех социальных учреждений, выбрать достойных и заключить с ними соответствующие договоры. Именно эти социальные службы, где работают профессиональные психологи, педагоги, социальные работники, будут осуществлять психологическое и социальное сопровождение ребенка и семьи, решившей взять его к себе. При этом каждая служба будет заниматься своим делом: одни готовят граждан, решивших взять ребенка, другие работают с ребенком, третьи осуществляют сопровождение приемной семьи. Все властные полномочия орган опеки и попечительства сохраняет за собой.

    РГ | Действительно ли новый закон ликвидирует такую форму устройства ребенка в семью, как патронатное воспитание?

    Лахова | Некоторые регионы на местном уровне приняли законы о патронатном воспитании, хотя по федеральному законодательству существует всего три формы устройства детей в семью: усыновление, опека (попечительство) и приемная семья. Суть патронатного воспитания в том, что патронатный родитель заключает трудовой договор с администрацией детского учреждения и забирает ребенка в семью. Но ответственным и законным представителем ребенка остается администрация сиротского учреждения. Получается, что патронатный родитель не несет никакой ответственности за ребенка, а это противоречит основному смыслу законного представительства в отношении несовершеннолетних: каждый день рядом с ребенком должен находиться человек, который представляет его интересы, защищает их и несет ответственность за ненадлежащее выполнение этих обязанностей. При патронатной форме воспитания сведения о ребенке продолжают находиться в региональном и федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Если ребенок кому-то понравился, его могут в любой момент забрать из патронатной семьи и отдать на усыновление, в том числе иностранным гражданам. Уже были конфликтные ситуации, когда патронатные семьи привязывались к ребенку, отказывались его отдавать, но по закону не могли этому воспрепятствовать.

    Защитники патронатного воспитания приводят в пример зарубежное законодательство, забывая, что там, в том числе и в Великобритании, откуда к нам пришел патронат, абсолютно иная система права и законодательства и не все иностранные правовые институты могут быть механически перенесены в наши правовые условия.

    РГ | Какие формы законного устройства ребенка в семью предлагает новый закон?

    Лахова | Прежде всего он сохраняет все существующие формы устройства детей.

    Во-вторых, он расширяет привычное представление об опеке. Новый закон предлагает разнообразные формы опеки, которых раньше не было. Предварительная опека, при которой ребенок почти сразу попадает в семью, минуя сиротское учреждение, и живет там, пока собираются и оформляются необходимые документы. Опека по заявлению родителей: если по каким-то объективным причинам родители не могут заниматься воспитанием, чтобы не доводить до лишения родительских прав, они пишут заявление с просьбой назначить опеку над ребенком. Предусмотрены временная опека и опека по договору. Кстати, в рамках договора об осуществлении опеки и попечительства может быть учреждено и патронатное воспитание. Органы опеки и попечительства, выполняя возложенную только на них функцию по устройству ребенка в семью, будут на основании договора помещать ребенка в семью, где патронатные родители приобретут статус законного представителя ребенка и будут получать за воспитание ребенка вознаграждение. Родители могут назначить в завещании опекуна ребенка на случай их смерти. Такая гибкая система позволит органам опеки и попечительства для каждого ребенка подобрать именно ему подходящую программу.

    Поделиться