22.06.2007 05:00
    Поделиться

    "Прощай, Бафана" - история о Нельсоне Манделе

    Московский кинофестиваль начинает с уроков недавней истории
    Один из первых фильмов, показанных на Московском фестивале, демонстрирует новый этап "натурализации" нашей киноиндустрии в мировом кинематографе. Это политическая драма об апартеиде "Прощай, Бафана", снятая в сотрудничестве с российской кинокомпанией "Тема продакшн".

    Смысл новизны в том, что отныне Россия на равных принимает участие в работе над высокобюджетными международными проектами, где заняты ведущие звезды как Запада, так и нашей страны. На ММКФ три такие картины: кроме "Прощай, Бафана" покажут "Ветку сирени" Павла Лунгина - биографическую ленту с Евгением Цыгановым в роли Сергея Рахманинова и "По этапу" - военную драму с Джоном Малковичем, Ингеборгой Дапкунайте и Евгением Мироновым.

    В основе фильма "Прощай, Бафана" - воспоминания некоего Джеймса Грегори. Он был в числе белых уроженцев Черной Африки, в детстве рос с черными сверстниками, играл с ними, болтал на их языке, а теперь, в условиях апартеида, превратился в их тюремщика, стража при "опасном политическом преступнике". Преступник - лидер черного большинства Нельсон Мандела (в этой роли Деннис Хэйсберт, очень убедительно передающий великодушие и непоколебимую внутреннюю твердость своего героя). Как известно, Мандела больше четверти века провел в заключении, в частности на острове-тюрьме Роббен-Айленде, и после стал президентом новой республики. Это добротно снятый и сыгранный фильм, где сюжетом является человеческое прозрение и упор сделан на психологии незаурядных натур, которым пришлось столкнуться в тесном пространстве тюремной камеры. Это история о том, как политические шоры оказываются бессильными, если в человеке живы разум и совесть. Урок, крайне важный и для сегодняшней России, где нетерпимость к "другим", национальный экстремизм и даже расизм день ото дня набирают силу.

    "Это история, которую необходимо было рассказать, - говорит режиссер фильма Билле Аугуст. - Она доказывает, как важно найти примирение, особенно в сегодняшнем мире, в котором больше конфликтов, чем когда бы то ни было. Примирение - единственный способ выжить". Билле Аугуст почти полгода жил в Южно-Африканской Республике, изучая архивные киноматериалы, беседуя с бывшими политзаключенными и их охранниками. Существовавший в реальности Джеймс Грегори к тому времени уже умер, но жива была его жена Глория (в фильме ее играет Диана Крюгер), и она многое рассказала режиссеру о своей жизни на Роббен-Айленде. "Чтобы сделать картину более достоверной, я решил все снимать на месте реальных событий, и это был для меня совершенно фантастический опыт", - говорит режиссер.

    В роли Джеймса Грегори - Джозеф Файнс ("Влюбленный Шекспир"). На премьере фильма в конкурсе Берлинского кинофестиваля он рассказывал:

    - Когда я прочитал сценарий, то сразу влюбился в него. Это действительно важная для наших дней история и волнующий шанс для любого актера. За двадцать лет мой герой проходит через целую серию нравственных испытаний: он постоянно перед выбором, он все время меняется. Он оказывается рабом ситуации и, чтобы сохранить достоинство, находит в себе силы переступить через границы собственной безопасности, установленные апартеидом.

    Я думаю, эта история наглядно показывает сложность такого понятия, как гуманизм. Если мысленно пройти весь путь Нельсона Манделы и в фильме, и в реальности, то мы убедимся, что имеем дело с одним из величайших гуманистов нашего времени. И встреча с ним, я думаю, - великий урок для каждого. Нравится нам или нет, но мы тоже рабы определенных условий, и подчас то, что мы принимаем за либерально-демократические ценности, для других людей оборачивается трагедией. История Манделы учит нас уважению к чужим взглядам, традициям и образу жизни. Собственно, весь путь моего героя Джеймса Грегори в том и состоит, чтобы научиться видеть идеалы иной культуры глазами ее носителей - тех, для кого эта культура родная. Это трудный шаг, но совершенно необходимый.

    Фильм дал мне такую возможность. Как и моему герою Грегори, который в детстве играл с черными ребятишками и выучился языку ксоза, мне пришлось немного поучиться ему, потому что в фильме много сцен на этом языке, особенно там, где Джеймс и Мандела беседуют наедине. Я ведь не мог произносить слова механически - чтобы быть достоверным, мне нужно было их понимать. Пришлось поучиться и местным боевым играм, которыми мой герой увлекался в детстве. Они тоже были важным элементом постижения чужой культуры и обычаев.

    Терпимость и понимание - единственный путь, по которому может сегодня развиваться мир. Я не думаю, что этот идеал уже достигнут и что он вообще достижим как некий абсолют, но борьба за него будет продолжаться. Предстоит сложный и долгий путь, и я надеюсь: наш фильм - шаг в этом направлении.

    Поделиться