17.06.2007 23:30
    Поделиться

    Грушинский фестиваль авторской песни раскололся надвое

    Вместо самого знаменитого фестиваля авторской песни в этом году состоятся сразу два

    Чуть больше двух недель осталось до самого главного события в жизни любителей авторской песни, или КСП, очередного Всероссийского фестиваля авторской песни имени Валерия Грушина. Однако перед нынешней "Грушей" ее начали сотрясать скандалы, присущие скорее отечественной поп-музыке.

    Этот фестиваль считается главным мерилом успеха в авторской песне. Еще с конца 60-х самые успешные барды считали для себя престижным и почти обязательным приезжать на три дня под Самару. И - как и остальные зрители - жить в захваченной из дома палатке, варить кашу с тушенкой в проходных котлах, сидеть на "грушинской" горе и смотреть выступления коллег на сцене-гитаре, примкнутой к живописному берегу Мастрюковских озер. А ночами сидеть у костра, пуская гитару по кругу...

    Здесь не раз бывали Юрий Визбор, Виктор Берковский, Сергей и Татьяна Никитины, Александр Дольский - не упомнить всех, приезжавших сюда с гитарам и три дня проводивших вместе с обычными гостями "Груши", словно становясь подтверждением культовой песни Булата Окуджавы "Возьмемся за руки друзья" - почти официального гимна КСП и бардов 60-х - начала 80-х.

    С тех пор много волжской воды утекло. И изменилась ситуация в стране - если прежде цены на билеты на "Грушу" были символические, а главные расходы и оргхлопоты брал на себя обком комсомола (фестиваль назван в честь студента Валерия Грушина, героически спасшего тонувших детей ценой собственной жизни), то теперь фестиваль в Самаре стал не только событием российской культуры, но и модным брендом и способом, с помощью которого возможно зарабатывать деньги и славную репутацию. Ведь если столицы уже немного пресытились авторской песней и слабо помнят времена, когда в любом уважающем себя вузе или НИИ были свои клубы самодеятельной песни и регулярные загородные слеты, то остальная Россия по-прежнему живет авторской песней, рождает новых Визборов и Никитиных. Поэтому возможность организовывать Грушинский фестиваль по престижу уже, наверное, сравнима с проведением "Песни года", только уже не на эстраде, а в бардовской песне.

    Вот из-за этого и развернулась нешуточная борьба за то, кому все-таки проводить очередной XXXIV Грушинский фестиваль. Точнее и мягче всего накаленную обстановку между двумя менеджерскими группами можно назвать словом "раскол". Нет смысла и неприятно пересказывать все материалы и открытые письма, которыми обменивались противоборствующие стороны. Оставим за рамками статьи обвинения одной стороны другой в том, что она пытается приватизировать фестиваль, и закулисные исключения соперников из Самарского областного клуба авторской песни имени Грушина недавних соратников и хороших бардов. Не будем цитировать открытые письма действующих лиц конфликта друг другу, где для убедительности, а может, от безысходности упоминаются и 37-й год и запрещения исполнять какие-то авторские песни.

    Главное для обычных любителей авторской или бардовской песни, или КСП, - другое. Отныне Грушинский фестиваль распадается на два, причем каждый претендует на то, что название должно принадлежать именно ему. Имена у обоих схожи, однако в остальном они сильно разнятся.

    Худсовет "XXXIV фестиваля авторской песни им. В. Грушина" возглавляет Исай Фишгойт (еще в 1968 году стоявший у истоков Грушинского фестиваля и, позже Клуба, многолетний огранизатор работы жюри Грушинского). Эта "Грушинка" пройдет на всем знакомом склоне у Мастрюковских озер. И главной сценой ее будет та самая знаменитая гитара. А кроме того, уже строятся еще четыре малые - для молодых исполнителей. Председателем жюри станет или Дмитрий Сухарев, или Александр Городницкий, и одна из главных ставок будет сделана на исполнителей, которые представят многие региональные клубы авторской песни России, а также местных самарских бардов. В том числе и лауреатов регулярно проводимых этим оргкомитетом городских смотров КСП. Но и список гостей-звезд довольно представителен: Вероника Долина, Виктор Луферов, Сергей Рыженко, Владимир Щукин, Александр Мирзаян, Борис Полоскин, Евгений Агранович, Игорь Иртеньев и другие. Вход и проживание в своих палатках будут бесплатные, охраняемые, за кемпинги придется платить.

    Второй, конкурирующий и со схожим названием - "Всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина", - возглавил Борис Кейльман, который 33 года организовывал "Грушинку" на классическом месте, а теперь не намерен его ни с кем делить. Этот старый новый фестиваль пройдет на Федоровских лугах, уже ближе к Тольятти. И в отличие от собрата-соперника объявлен как бесплатный(плата только за парковку машин). А ставку делает не только на авторскую песню, но и фрагментарно - на русский акустический рок, романсы и песни из кинофильмов. Среди возможных гостей некоторое время даже числился Юрий Шевчук с программой "Прекрасная любовь". Возможно, он еще найдет время на то, чтобы спеть песни под гитару, без группы "ДДТ", о чем говорил и в интервью обозревателю "РГ". Известно ведь, что первой наградой знаменитого рокера была почетная грамота за победу в конкурсе КСП в родной Уфе. Список звездных гостей "бесплатной Грушинки" менее внушителен: дуэт "Иваси" - Алексей Иващенко и Георгий Васильев, группа "Белая гвардия", Борис Щеглов. Зато есть представители "смежных жанров": кудесники интеллигентного акустического рока "Зимовье Зверей" из Санкт-Петербурга, московские мэтры блюграсса и софт-рока "ГрАссмейстер" и королева кантри Ирина Сурина. Да и программа отличается большей оригинальностью: что стоит хотя бы "Виртуальный костер", придуманный Васильевым: на одной из сцен разные ансамбли будут исполнять самые известные аудитории песни. Причем не только бардовские, но русский рок, эстраду, романсы - главное условие, чтобы песни были хоровыми. И все, кто захочет, смогут петь эти песни вместе с исполнителями на сцене.

    Вот такие два разных фестиваля, со схожими названиями и историей, и единственный недостаток которых - оба проходят в одни и те же сроки - с 5 по 8 июля, ибо каждый претендует на то, чтобы быть "настоящей Грушинкой". А зрителям от этого сущее неудобство - не разорваться же. Думаю, что тот фестиваль, который будет более успешным, тот в итоге и станет главным преемником легендарной "Груши".

    Но, может быть, пока не поздно, организаторам развести сроки проведения своих фестивалей? Как это сделали роковое "Нашествие" и отколовшийся от него "Эммаус"? И страна получила вместо одного два хороших фестиваля. Но пока для организаторов двух "Груш", похоже, важнее личные амбиции, а не интересы любителей авторской песни и акустического рока...

    Поделиться