14.06.2007 00:00
    Поделиться

    Во Владивостоке не могут поделить деньги на ремонт дорог

    Депутаты Владивостока до сих пор не знают, как поделить деньги на реконструкцию городских магистралей

     Парламентарии Владивостока задумались над тем, как освоить миллиард рублей, обещанный краевой администрацией на реконструкцию дорог главного приморского города.

    В надежде на форум

    Жители бухты Тихой направили обращение губернатору Приморья с просьбой включить микрорайон в краевые программы благоустройства территорий, строительства дорог и восстановления жилого фонда. В документе горожане пишут, что дорожное хозяйство микрорайона находится в критическом состоянии - дороги разбиты, подъезды к домам практически отсутствуют. Подписаться под этим обращением могли бы жители любого микрорайона города. Обещанный властями ремонт не сильно исправил положение - немногочисленные залитые асфальтом ямы с приходом лета быстро превратились в бугры и накаты.

    Тем более понятно стремление городских депутатов сделать так, чтобы наша дорожная сеть вызывала зависть у других российских городов. Желание такое возникло давно, да только денег для его осуществления нужно было намного больше, чем мог выделить городской бюджет. Но в последнее время вероятность превращения бесконечных рытвин в отглаженные ленточки несколько возросла. Связано это с обещанием краевого центра выделить городу на реконструкцию дорог целый миллиард рублей. Правда, при одном условии: в качестве софинансирования город должен дать 450 миллионов. Именно о том, как использовать неожиданно свалившиеся на голову деньги, рассуждали депутаты на комиссии по бюджету, налогам и финансам думы Владивостока.

    Вначале народные избранники даже засомневались, а не пиар-ход ли это, но планировать, что на эти деньги можно сделать, принялись с энтузиазмом. Ремонтировать нужно не только главные городские магистрали, но и внутриквартальные дороги, тем более, что состояние у них просто аховое. Вспомнили и о том, что центральная улица Владивостока находится в федеральном ведении, но все затраты по ее обслуживанию несет городской бюджет. Депутаты обеспокоились и по другому поводу: не получится ли так, что в порядок будут приведены только те улицы, которые придется показать высоким гостям саммита АТЭС. Например, на той же Тихой было приостановлено строительство храма после того, как выяснилось, что объекты саммита в этом районе строить не планируется.

    На все не хватит

    Однако в ходе обсуждений стало понятно, что денег обещано не так уж и много, и решить проблемы эта сумма поможет только на время. А ведь отремонтированное дорожное полотно нужно еще и поддерживать в нормальном состоянии. В связи с этим решили обратиться в Законодательное собрание края с просьбой увеличить отчисления от налога на доходы физических лиц в бюджет города до 40 процентов и пересмотреть распределение транспортного налога, который сейчас полностью зачисляется в краевой бюджет.

    Что касается условия, поставленного краевой администрацией, то оно никаких вопросов не вызвало. Напомним, что городской бюджет 2007 года отводит на эти нужды 475 миллионов рублей. Это, кстати, вызвало у депутатов некую гордость: мол, идем с перевыполнением. Кроме того, городские парламентарии решили: если станет известно, что деньги уходят на реконструкцию федеральных трасс, то они перераспределят финансовые потоки, и родной город не останется внакладе. В общем, перспектива вырисовывалась довольно радужная, пока пыл народных избранников не охладил заместитель руководителя департамента дорожного хозяйства администрации Приморского края Сергей Филь, заявивший, что миллиарда то и нет.

    Вернее, он есть, но только вместе с теми деньгами, что будут выделены городом в качестве софинансирования. Арифметика проста. Оказывается, отдельной статьей администрация края перечисляет Владивостоку 200 миллионов на приобретение специализированной техники. Кроме того, столько же выделяется на исполнение наказов избирателей, но не только на город, хотя его доля самая существенная, а на весь край. Плюс 438 миллионов из федерального бюджета, которые пойдут на реконструкцию дорог краевого центра. Итого на дорожное хозяйство Владивостока выделяется 600 миллионов рублей. К ним прибавляются городские деньги, а все вместе - и есть тот самый миллиард.

    Частное партнерство

    Представитель краевой администрации заявил, что для приведения города в нормативное состояние субъект федерации готов взять в эксплуатацию всю дорожную сеть краевого центра на четыре года (с 2008 по 2011-й), но с условием: город должен провести паспортизацию и зарегистрировать имущество. Однако "садиться за стол переговоров" мэрия не торопится. Хотя представители ее и с условиями, выдвигаемыми краем, вроде бы согласны, и деньги на паспортизацию дорог в бюджете предусмотрены. Но договориться две администрации не могут. А чем чреваты разногласия между "белым" и "серым" домами, жители краевого центра уже знают: один из самых ярких примеров - сегодняшнее состояние города, разрушающегося на глазах.

    Как было замечено, отремонтировать дороги недостаточно, надо еще и сохранить их в надлежащем виде. Один из вариантов - привлечь к эксплуатации дорог частный бизнес. Суть этой идеи сводится к следующему: организация берет участок дороги у субъекта федерации или муниципального образования в долгосрочное пользование. Концессионеры страхуют эту дорогу, обустраивают ее и зарабатывают на ней, в свою очередь отчисляя из доходов от этой деятельности концессионную плату. Вот только от чего они будут получать прибыль, пока не понятно. Тут еще придется поработать юристам и экономистам.

    Так что реконструкция, скорее всего, начнется, вопрос только в том, когда это случится. Московские деньги появятся в крае не раньше августа, потом последуют тендеры и конкурсы на проведение работ. Ремонтировать осенью будет поздно. Видно, жить при отвратительных дорогах нам придется до следующей весны, а то и до лета.

    А пока будем ломать машины и каблуки, следуя по маршруту  "то яма, то канава", и вспоминать русского классика, напророчившего России две извечные беды.

    комментарий

    Сергей Филь, заместитель руководителя департамента дорожного хозяйства администрации приморского края:

    - Нами разработана целевая программа "Дороги края". Согласно ей, до 2010 года на реконструкцию и строительство дорог Приморья будут потрачено 33 миллиарда рублей. Если городская администрация предоставит нам свои разработки, мы готовы рассмотреть их и включить в качестве подпрограммы. Но важно знать одно: деньги будут выделены только под что то конкретное. Мы пришли к тому, что дороги надо приводить в нормальное состояние совместными усилиями городских и краевых властей. Но пока мы не можем найти точек соприкосновения с мэрией. Объясняется это просто: у города нет хозяина, и разногласия между городом и краем - это уже политический синдром.

    Поделиться