13.06.2007 00:40
    Поделиться

    Сегодня открывается XIII Международный конкурс им. Чайковского

    По установившейся традиции Конкурс им. Чайковского открывается и закрывается в Большом зале консерватории неизменным исполнением Первого фортепианного концерта Петра Ильича, ставшего за полвека не только звуковой "маркой" московского Конкурса, но и символом русской музыки в мире.

    Сегодня всенародно любимый опус прозвучит в исполнении лауреата Х Конкурса Чайковского Николая Луганского и Государственного академического симфонического оркестра имени Е.Ф. Светланова (ГАСО) под управлением Марка Горенштейна.

    Как известно, XIII конкурс имени Чайковского, кроме непосредственного адресата в лице великого русского композитора, имеет на этот раз и именное посвящение - Мстиславу Ростроповичу. Первого в истории "Чайковского" президента Конкурса, а когда-то - неизменного председателя жюри виолончелистов - Мстислава Ростроповича помянут минутой молчания, а в дни второго тура на конкурсе виолончелистов будут исполнять его сочинение "Юмореска".

    Церемонию открытия, принципиально не меняющую с пятидесятых годов репертуарные и дизайнерские очертания (цветочное убранство тюльпанами и сиренью), а также сценарий государственных приветствий и представления членов жюри, будет транслировать телеканал "Культура" и - впервые в истории конкурса - официальный сайт Конкурса имени Чайковского - www.xiiitc.ru. Организаторы обещают, что начиная с 15 июня в указанном сайте можно будет смотреть и прямую трансляцию конкурса скрипачей из Дома музыки.

    Еще одно ноу-хау XIII "Чайковского" - открытие пресс-клуба в Саду Эрмитаж, которое состоится сразу после церемонии открытия конкурса. И хотя клуб подразумевает закрытое сообщество, на ежевечерние пресс-вечеринки, сталкивающие на одном поле журналистов, членов жюри и участников конкурса, удастся заглянуть и особо любопытным. Все остальные смогут приобщиться к концертам и развлекательной программе, которые планируют устраивать в саду до полуночи.

    Генеральной же линией нынешнего конкурса остается респект московского состязания - его исполнительский статус и судейская репутация, разрушенная в последние двадцать лет. И хотя председатель жюри пианистов Николай Петров на встрече с представителями СМИ в пресс-центре "РГ" скептически оценил перспективы судейства, где в жюри будут заседать педагоги участников Конкурса, придание этой теме публичности, возможно, снизит риски позорной коррупции и лоббирования интересов отдельных участников: "На нескольких конкурсах уже поняли, к чему ведет эта "педагогическая" практика и официально запретили членам жюри представлять своих учеников: на конкурсе имени Рубинштейна в Израиле, на конкурсе Скрябина в России, на русско-американском конкурсе имени Рахманинова. Назрело время поставить этот вопрос перед Ассоциацией международных конкурсов". По мнению Петрова, актуально сформулировать и другой вопрос - о ранге Конкурса Чайковского: к какой "лиге" он принадлежит - к высшей, к средней? "На сегодняшний момент первая премия на Конкурсе Чайковского и 9-я премия какого-нибудь конкурса имени тети Мани на афише выглядят одинаково - просто ряд международных конкурсов. Безусловно, назрел вопрос о сокращении званий лауреата Конкурса Чайковского, - считает Петров. - Денежных премий может быть сколько угодно, но на конкурсе Караяна есть только одна премия, и только один человек может себя именовать лауреатом премии Караяна. Все это вопросы престижа ранга конкурса".

    Тем не менее в регламенте нынешнего жюри позитивные изменения есть: убрали арифметическую схему, по которой существовал проходной балл на туры - например, 16 или 17. Члены жюри могли втихомолку на листочке манипулировать цифрами, добиваясь нужных результатов. Теперь, по словам ответственного секретаря Конкурса Чайковского Олега Скородумова, никаких суммирующих подсчетов не будет: каждый член жюри будет голосовать в открытую - "да" или "нет", проходит или не проходит участник в следующий тур. Это уже достижение. Остальное будет зависеть от тенденциозности членов жюри (их семьдесят) и председателей: Николай Петров - пианисты, Владимир Спиваков - скрипачи, Наталия Шаховская - виолончелисты, Ирина Богачева - вокалисты.

    Участников же, приехавших на XIII Конкурс из сорока стран - 199 в четырех номинациях. Лауреатов ждут повышенные премии, которые благодаря спонсорским вливаниям увеличились почти в два раза: нынешний лауреат первой премии получит вместо обещанных 25 000 долларов - 45 000. Многих участников ждут спецпризы: денежные поощрения, подарки в виде полного собрания сочинений Чайковского (что особенно актуально для иностранных участников, поскольку за пределами России ноты Чайковского издаются с большим количеством ошибок), ювелирные изделия, утешительные призы для тех, кто не прошел в третий тур. Маэстро же Спиваков придумал применять в залах шумомеры, чтобы точно определить, кому достанется приз зрительских симпатий. Для участников Конкурса организаторы разработали и обширную программу досуга: перед началом первого тура музыкантов прокатят с экскурсиями по Москве, а 25 июня, накануне третьего тура, оставшихся в соревновании повезут в Клин, где на территории Дома-музея Чайковского по традиции будут сажать деревья и слушать в усадьбе концерт лауреатов прежних конкурсов Чайковского.

    Самым же главным стратегическим направлением XIII конкурса станет его концертная деятельность: впервые конкурс начнет реально заниматься судьбой своих лауреатов. Известны эксцессы, когда наши победители вместо того чтобы получить, как это принято в мировой практике, выгодные концертные контракты, зарабатывали на жизнь, играя в подземных переходах, или годами не попадали в строчки концертных афиш. Теперь, как заверил журналистов директор Госконцерта Константин Воробьев, "как только участники получают аккредитацию на Конкурс имени Чайковского, они подписывают контракт на предмет возможных выступлений в концертах в России и за рубежом". Уже известно, что по окончании конкурса лауреаты дадут концерты в Москве, Ярославле, Твери, Перми, Хабаровске, в странах СНГ, Латвии, Литве, Македонии, Албании, Сербии, Польше, Чехии, Японии, Китае, Южной Корее. Лауреат Х конкурса Александр Гиндин считает, что самое главное для лауреатов - это возможность выступить в России: "Тот, кто хочет выступить в Англии, может поехать на Конкурс в Англию, в Америке - пусть поедет на Конкурс Вана Клиберна. Может, на этот раз у Конкурса Чайковского действительно получится не бросить своих лауреатов в жестокий мир околомузыкальных отношений и хотя бы в течение четырех лет до следующего конкурса помогать им на территории нашего государства". И, может быть, сегодня вечером мы начнем следить за жизнью действительно обновившегося "Чайковского".

    Поделиться