06.06.2007 05:30
    Поделиться

    Косачев: По собственной инициативе Россия не станет повышать градус конфронтации

    Во вторник на "деловой завтрак" в редакцию "Российской газеты" приходил глава комитета Государственной Думы по международным делам Константин Косачев. Первой темой нашей беседы стал открывающийся сегодня в Германии саммит "большой восьмерки".

    Последние несколько дней были особенно богаты на решительные заявления со стороны многих участников предстоящей встречи в верхах. Насколько это типично накануне саммитов "большой восьмерки"? С этого вопроса и началась наша беседа с Константином Косачевым:

    - В этой ситуации присутствует и штатный элемент, и некоторые элементы новизны, - считает Константин Косачев. - Штатность ситуации для меня заключается в том, что в традициях прессы некоторое нагнетание обстановки и ожидание скандала перед любым масштабным международным событием. Вспомним, как все российско-американские саммиты сопровождались апокалиптическими предсказаниями разрыва, грядущей катастрофы, возобновления "холодной войны". Это законы жанра.

    При этом раз за разом нагнетание напряженности не подтверждалось конкретными результатами встреч на высшем уровне. Я уверен, что то же самое произойдет и на этот раз на саммите "большой восьмерки". Будет откровенный, прямой разговор по многим вопросам, по которым мы сейчас спорим, не соглашаемся. Но специфика "восьмерки", на мой взгляд, заключается в том, что этот формат в равной степени нужен всем его участникам.

    Я уверен в том, что лидеры "восьмерки" хорошо осознают - друг без друга решать реальные проблемы современного мирового развития будет либо значительно труднее, либо просто-напросто невозможно.

    А когда кто-то пытается представить ситуацию таким образом, что Россия, дескать, в свое время чуть ли не напросилась в члены "восьмерки", что она там до сих пор сидит на приставном стульчике, что ее там как-то вот терпят, но только до какого-то определенного предела, - то это все мифы.

    Речь, на мой взгляд, идет о попытке оказать на нашу страну дополнительное воздействие. На самом саммите "восьмерки" все без исключения лидеры будут прилагать абсолютно равные конструктивные усилия к тому, чтобы встреча получилась результативной.

    Вспомните прошлый саммит. На мой взгляд, очень хорошо прошла встреча "восьмерки" в Санкт-Петербурге. Россия показала себя достойным председателем этого международного форума.

    Если мы сравним "восьмерку" с расширенным Европейским союзом, то мы увидим, что в ЕС появились группы государств, которые, увы, не всегда готовы подняться над национальными интересами. Европейский союз от этого лихорадит. Затем эта лихорадка иногда передается и на какие-то внешние треки. Но это проблема Европейского союза, а не "большой восьмерки".

    С другой стороны, предстоящий саммит явно будет необычным. Действительно, необычен уровень риторики, которая на этот раз явно выходит за, собственно журналистские круги и время от времени задевает официальных комментаторов, вплоть до первых лиц.

    Почему это происходит? Мне представляется, что мы сейчас вошли в принципиально новый этап развития постконфронтационного периода после завершения "холодной войны".

    Период девяностых годов тоже не был естественным и комфортным. Во всяком случае, для всех. Сложилась система, когда группа государств, которые, как сейчас выясняется, посчитав себя победителями в "холодной войне", создали некую конструкцию, базирующуюся на единстве собственных интересов. Эту конструкцию они начали предлагать всем остальным участникам международных отношений в качестве безальтернативной. Россия же была поставлена в положение ведомой.

    Тогда у нас не было возможности эту конструкцию видоизменять в силу, во-первых, собственных внутренних ошибок. Во-вторых, тогда мы впервые столкнулись с ситуацией, когда Россия действовала практически в одиночку, когда все бывшие наши союзники очень быстро перебежали на противоположную сторону.

    Эта ситуация явно была некомфортной как минимум для одного участника. Для нас. Думаю, что она некомфортна и для многих других участников мировых процессов.

    Теперь мы говорим, что Россия больше не готова принимать эту конструкцию образца 90-х. Мы прямо заявили, что будем защищать свои интересы. По собственной инициативе Россия, безусловно, не станет повышать градус конфронтации, градус напряженности, будь то в военной или экономической сфере. Но на вызовы мы будем реагировать абсолютно адекватно.

    Поделиться