06.06.2007 02:00
    Поделиться

    ГЛОНАСС сократит прохождение сигнала до пяти минут

    В ближайшее время правительство разработает и примет Федеральную целевую программу поддержки, развития и использования глобальной спутниковой навигационной системы, рассчитанную до 2020 года. Об этом вчера на заседании Военно-промышленной комиссии объявил первый вице-премьер Сергей Иванов.

    Он собрал коллег в Российском НИИ космического приборостроения - головной организации по ГЛОНАСС. Поговаривают, что на базе этого НИИ хотят объединить в национальную корпорацию всех российских орбитальных приборостроителей. Роль пилотного проекта для новой структуры отводится спутниковой навигации.

    Новые разработки вчера показали Сергею Иванову. Как известно, к концу нынешнего года на орбите должны функционировать 18 спутников, которые "накроют" информационным полем территорию всей России. Еще через год-полтора отечественная навигационная система из 24 аппаратов станет планетарной. Однако мы не только запускаем спутники, но и проектируем новые. К примеру, "ГЛОНАСС-К", который думают вывести в космос в 2009-м, имеет срок эксплуатации десять лет вместо нынешних семи. Громоздкие командно-измерительные и телеметрические приборы там заменят портативными - те и другие положили на столе рядом, чтобы Иванов и его коллеги могли их сравнить. А еще новый спутник снабдят ретранслятором системы поиска и спасения. Тревожными датчиками уже оборудованы, к примеру, морские суда и самолеты. Однако два спутника, через которые сейчас в спасательные центры передают сигналы бедствия, готовы выдавать информацию лишь через полтора часа после чрезвычайного происшествия.

    - ГЛОНАСС сократит прохождение сигнала до пяти минут, - объяснил корреспонденту "РГ" заместитель генерального конструктора РНИИ КП Игорь Никушин. - А в таких ситуациях время на вес золота. Тем более что каждый час после трагедии снижает вероятность выживания человека в среднем на 70 процентов.

    Есть тут разработки и весьма приземленные. Скажем, вмонтированные в приборную доску машин специальные навигационные маячки (по-научному - телематические модули мониторинга) позволяют не только отслеживать, куда едет автомобиль, но и его скорость.

    - И сколько стоит этот прибор? - поинтересовался Сергей Иванов.

    Оказалось, почти тридцать тысяч рублей. Правда, разработчики пообещали снизить цену в полтора-два раза, когда его запустят в серию. Это может произойти в будущем году, а объем пробной партии оценивается 10 тысячами штук.

    Портативные приемники ГЛОНАСС разработчики оценивают минимум в 500 долларов, чуть дешевле обойдутся покупателям персональные радиомаяки. Понятно, что рядовому гражданину эти космические удобства не по карману. К сожалению, высокая цена и низкая доступность не единственная проблема ГЛОНАСС. У нас сегодня даже трудно купить карты для определения своих координат. Что толку от знания долготы и широты, если их невозможно привязать к местности.

    По словам Иванова, применение отечественной навигационной системы в стратегических отраслях народного хозяйства - таких, как транспорт, должно стать обязательным. Не случайно 17 мая президент подписал Указ "Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Российской Федерации". Теперь она открыта для гражданского пользования безвозмездно и без ограничений.

    - В ХХI веке наличие у государства современной глобальной навигационной спутниковой системы является примерно таким же определяющим политическим и экономическим фактором, как обладание ядерным оружием или стратегическими запасами энергоресурсов, - не сомневается Сергей Иванов.

    Поделиться